В конце IV в. в Британии, находившейся тогда под римским владычеством, в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы родился сын — Мэвин Суккат, которого впоследствии весь мир узнал как святого Патрика. Несмотря на то, что его отец был дьяконом местной церкви, Мэвин в ранние годы своей жизни не был приверженцем веры в единого бога. Когда ему было 16 лет, его захватили в плен пираты. Его продали в рабство в Ирландию, где он шесть лет пас скот. Именно там он пришел к христианской вере. Согласно преданию, бог указал ему, как спастись из плена, благодаря чему Мэвин вернулся в Британию, некоторое время перед этим проведя в монастырях Галлии (современная Франция). В Британии ему было видение, которое предписывало ему вернуться в Ирландию, чтобы обратить ее жителей в христианство. Мэвин вернулся в Галлию, где завершил свое образование, был рукоположен в дьякона под именем Патрик, позже был возведен в сан епископа. Папа Римский Целестин II благословил Патрика на христианизацию Ирландии, и в 30-е гг. V в. будущий святой начал свою миссию.
Считается, что особенность установления христианства в Ирландии состояла в том, что оно стараниями Патрика было принято практически бескровно.
С личностью святого Патрика и его деятельностью в качестве миссионера связано много легенд. Так, считается, что именно он принес письменность в Ирландию, а также изгнал с острова всех змей. В Ирландии действительно не обитают змеи. Ученые объясняют этот факт тем, что в период распространения змей по территории различных материков Ирландия уже была островом. Кроме того, широкое распространение получила легенда о том, как он объяснял язычникам догмат о Троице на примере листка клевера (бог един в трех лицах, как три листка, растущие от одного стебля). Также считается, что за твердость веры бог обещал Патрику, что Ирландия уйдет под воду за 7 лет до конца света, чтобы избежать горя и бедствий, и что святой сам будет судить ирландцев в день Страшного суда.
Умер Патрик 17 марта 493 (по другой версии, 461-го) года. Он был канонизирован до разделения Церкви на западную и восточную, поэтому как святой почитается в обеих. Однако почитание в православных церквах носит местный характер, поскольку вопрос с общим почитанием не решен. Помимо Ирландии, св. Патрик покровительствует Нигерии, поскольку христианство там проповедовали в основном ирландские миссионеры.
Ирландцы начали отмечать День святого Патрика в качестве своеобразного национального праздника еще в X‑XI вв., причем не только на территории Ирландии, но и в других европейских странах, где была ирландская диаспора. В начале XVII в. этот день был включен в литургический календарь католической церкви. Церковное торжество переносится, если день памяти святого выпадает на Страстную неделю (неделя перед Пасхой). Светский праздник практически во всех странах проводится 17 марта, в некоторых он растягивается на несколько дней.
В 1903 г. День Святого Патрика стал официальным выходным днем в Ирландии. В этом же году был издан закон, предписывающий закрывать бары и пабы 17 марта из‑за чрезмерного употребления гражданами алкоголя (закон был отменен в 1970-е гг.). Впоследствии 17 марта стал выходным днем в Северной Ирландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре (канадская провинция), а также на острове Монтсеррат (остров в Карибском море, территория Великобритании).
С празднованием Дня Святого Патрика связано множество различных традиций, как христианских, так и народных. К христианским относится ежегодное восхождение паломников на святую гору Croagh Patrick, на которой святой молился и постился 40 дней.
К народным относится традиция распития хотя бы одной рюмки спиртного в каком-нибудь пабе. Изначально наиболее распространенным напитком в этот день был виски, впоследствии очень популярным стал эль. Существует так называемая "Чарка Патрика" ‑ единица измерения выпиваемого виски. До того, как выпить последний стакан виски, необходимо было положить в стакан трилистник. Это называлось "осушить трилистник". Выпив виски, трилистник полагалось бросить за спину через левое плечо — на счастье.
По народной же традиции в этот день принято одеваться в зеленое или прикреплять к одежде трилистник. Впервые об этом обычае упоминается в 1689 году. До этого года ирландцы носили на груди кресты святого Патрика. Вплоть до XVIII века обычай ношения трилистника считался вульгарным, но с течением времени традиция прижилась.
Помимо трилистника, символами этого дня также считаются лепреконы (сказочные существа маленького роста, шьющие обувь для других сказочных существ и являющиеся хранителями сокровищ), арфа (изображена на гербе Ирландии) и шилейла (дубовый или терновый посох с загнутым концом, использовавшийся, помимо прямого назначения, как клюшка для игры в керлинг).
В День Святого Патрика готовят особые блюда. Несмотря на то, что 17 марта, как правило, выпадает на Великий пост, в этот день готовят мясо: существует народное поверье, что в этот день св. Патрик превращает все готовящееся мясо в рыбу. Традиционным блюдом является капуста с беконом или солониной. Кроме того, существует множество блюд, в приготовлении которых используются разные сорта пива.
В День святого Патрика устраиваются парады, первый из которых прошел на территории современных США в XVIII в. Право называться первым городом, в котором прошел такой парад, оспаривают Нью‑Йорк и Бостон. Наибольший размах праздник приобретает в городах с большой ирландской диаспорой. Помимо Нью‑Йорка и Бостона, это Филадельфия, Атланта и Чикаго. Именно в США зародилась традиция дружески щипать тех, кто не одет 17 марта в зеленое. Кроме того, во многих американских городах существует традиция в День святого Патрика красить водоемы в зеленый цвет. Считается, что начало традиции положили рабочие, следившие за уровнем загрязнения реки Чикаго: они окрасили ее воды зеленым растительным красителем для того, чтобы отслеживать нелегальный сброс отходов.
В Ирландии первый такой парад состоялся в 1931 г.
Празднования в честь св. Патрика проходят также в Аргентине, Канаде, Южной Корее, Новой Зеландии и других странах.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников