Примерные вопросы по предмету "Биология"
на 2017 год
- Краткая история биологии.
- Методы биологии.
- Сущность жизни. Свойства живого.
- Уровни организации жизни.
- Клеточная теория. Ее значение для биологии.
- Доклеточные формы жизни. Вирусы. Значение для медицины.
- Химический состав клетки. Неорганические вещества.
- Белки; их состав, строение, свойства, функции.
- Углеводы; состав и их функции.
- Жиры; состав и их функции.
- Нуклеиновые кислоты. ДНК; состав, строение. свойства, функции.
- Нуклеиновые кислоты. РНК; состав, строение, виды, функции.
- Строение и функции клеточных мембран оболочек.
- Состав и функции цитоплазмы.
- Эндоплазматическая сеть. Строение, виды и функции.
- Аппарат Гольджи, лизосомы.
- Органоиды клетки. Рибосомы. Клеточный центр. Включения
- Строение и функции ядра.
- Строение и функции хромосом. Понятие о кариотипе.
- Биологический синтез белка.
- Фото- и хемосинтез.
- Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена.
- Клеточный цикл. Интерфаза, ее периоды. Сущность периодов.
- Способы деления соматических клеток: амитоз, митоз, его фазы, сущность процессов.
- Бесполое размножение. Биологическое значение.
- Половое размножение, его сущность, биологическое значение. Половой диморфизм. Гермафродитизм.
- Мейоз; его сущность и биологическое значение.
- Гаметогенез.
- Оплодотворение, его сущность и биологическое значение. Партеногенез. Андрогенез.
- Онтогенез. Этапы эмбрионального развития: зигота, дробление, бластула.
- Онтогенез. Этапы эмбрионального развития: гаструляция, гистогенез, органогенез.
- Временные зародышевые оболочки и их значение.
- Близнецы однояйцовые и разнояйцовые. Причины их появления.
- Причины аномалий развития эмбрионов. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков.
- Непрямое постэмбриональное развитие. Биологическое значение.
- Прямое постэмбриональное развитие.
- Старение, причины и способы продления жизни.
- Смерть клиническая и биологическая. Понятие о реанимации.
- Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
- Гибридологический метод. Закон единства единообразия гибридов первого поколения.
- Неполное доминирование
- Моногибридное скрещивание. II закон Г. Менделя.
- Дигибридное скрещивание. III закон наследственности.
- Генетическое наследование пола.
- Наследование признаков сцепленных с полом.
- Особенности человека как объекта генетики. Методы генетики человека.
- Фенотипическая изменчивость. Норма реакции. Особенности.
- Генотипическая изменчивость. Характеристика геномных и генных мутаций.
- Хромосомные болезни.
- Основы селекции.
- Методы селекции растений и животных.
- Искусственный отбор. Значение для сельского хозяйства.
- Центры происхождения культурных растений.
- Значение генетики для медицины и сельского хозяйства
- Эволюционное учение Ч. Дарвина.
- Наследственная изменчивость.
- Естественный отбор.
- Изоляция
- Популяционные волны.
- Вид, его критерии. Популяция.
- Микроэволюция. Популяционная структура вида.
- Главные направления эволюции органического мира.
- Борьба за существование. Ее виды.
- Происхождение и эволюция человека.
- Факторы эволюции человека.
- Понятие о расах. Расовые теории.
- Происхождение жизни на Земле.
- Экология и её задачи.
- Формы взаимоотношений между организмами.
- Экологические факторы. Схема действия экологических факторов на живые организмы. Зона оптимума, нормальной жизнедеятельности, угнетения. Диапазон выносливости (толерантности).
- Экологические факторы. Абиотические факторы и их влияние на организм.
- Экологические факторы. Биотические факторы. Внутривидовые и межвидовые взаимодействия между организмами.
- Биоценоз, его компоненты. Видовое разнообразие и пространственная структура биогеоценоза. Саморегуляция. Цепи питания, примеры. «Правило десяти процентов».
- Понятие о ноосфере (В.И. Вернадский). Коэволюция общества и природы.
- Бионика и использование принципов организации живых объектов в решении разнообразных научно-технических задач.
- Генная инженерия, её задачи и значение для медицины. Методы генной инженерии.
Список основной литературы
1. Андреева, Н.Д. Биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Мнемозина, 2010.-327 с.
2. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учебник для учащихся биологических, медицинских, психологических и экологических классов школ (профильный уровень) в 2 частях. Часть 2. / Под. ред. В.К. Шумного, Г.М. Дымшица, А.О. Рувинского – М.: Просвещение, 2010.-378 с.
3. Беляев, Д.К., Бородин, П.М., Воронцов, Н.Н. Биология. Общая биология 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2010.-303 с.