Время занятия - 90 мин.
Место проведения - учебная аудитория
Вид занятия - семинарское занятие
Цели занятия:
- Обучающая:
Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.
- Развивающая:
Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения
- Воспитательная:
Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.
- Методическая
Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.
Задачи:
1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.
2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.
3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.
Цель: создание условий для развития понятий, конкретизация и расширение знаний по теме «Уровни организации живой материи».
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Квалификационные требования
К знаниям:
-Студенты должны знать материал по темам: «Свойства живых организмов», «Уровни организации живой материи».
К умениям:
- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.
- Сопоставлять знания и находить решения.
- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.
Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение», «Формы размножения организмов»
Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, электронный микроскоп, световые микроскопы, магнитная доска, микропрепараты «Клетка».
Оснащение:
- Мультимедийный комплекс
- Дидактический материал: карточки
- Литература:
Основная литература
Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.
Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.
Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.
|
Интернет-ресурсы:
1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.
2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н. http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
|
Обоснование темы
Тема «Уровни организации жизни» является одной из ключевых тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Оплодотворение», «Эмбриональное развитие», «Онтогенез», «Закономерности наследования признаков», «Изменчивость» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, медицинская генетика, психология.
Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии. Определить межпредметные связи.
План занятия
№
|
Этап занятия
|
Время
|
Содержание этапа
|
Деятельность
|
преподавателя
|
студента
|
1
|
Организационный
|
3-4
|
Объявление темы, цели занятия
|
Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.
|
Приветствуют преподавателя,
|
Оценка готовности аудитории и студентов
|
Проверяет присутствующих
|
Участвуют в перекличке
|
Характеристика порядка проведения семинарского занятия.
|
Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения
|
Внимательно слушают, задают вопросы
|
2
|
Систематизация знаний
|
5
|
Фронтальный опрос
|
Задает вопросы
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Контроль знаний и умений.
|
75
|
Характеристика порядка проведения практической работы
|
Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации
|
Выполняют работу
|
4
|
Заключи-тельный этап
|
5-6
|
Обобщение, выводы
|
Анализ достижений цели. Оценка работы студентов.
|
Слушают, анализируют, оценивают свою работу
|
Ответы на вопросы студентов
|
Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения
|
Задают вопросы, слушают ответы
|
|
Всего
|
90
|
|
|
|
Приложение 1.
Вопросы для фронтального опроса
- Какие существуют формы жизни?
- На какие группы делятся живые организмы?
- Кем представлены неклеточные формы жизни?
- Что такое вирус?
- Какие особенности организации характерны для вирусов?
- Что такое бактериофаг? Каково их медицинское значение?
- Какие болезни у человека вызывают вирусы?
- Какие типы клеток вам известны?
- Что такое эукариоты?
- Что такое прокариоты?
- Каковы всеобщие уровни организации жизни?
- Охарактеризуйте молекулярно-генетический уровень?
- Охарактеризуйте онтогенетический уровень?
- Охарактеризуйте популяционно-видовой уровень?
- Охарактеризуйте биогеоценотический уровень?
- В чем биологическое значение каждого уровня?
Приложение 2
Заполните таблицу
«Уровни организации живой материи»
Уровень
|
Характеристика
|
Функции
|
Молекулярно-генетический
|
|
|
Клеточный
|
|
|
Тканево-органный
|
|
|
Организменный
|
|
|
Популяционно-видовой
|
|
|
Биогеоценотический
|
|
|
Биосферный
|
|
|
Приложение 3
Уровни организации живой материи.
Выберите один правильный ответ
1. Активное взаимодействие живого и косного вещества планеты осуществляется на уровне ...
а) организменном;
б) популяционно-видовом;
в) биосферном;
г) биогеоценотическом.
2. На этом уровне идет процесс видообразования.
а) организменный;
б) биосферном;
в) популяционно-видовом;
г) биогеоценотическом.
3. Структурные элементы тканевого уровня - …
а) органы;
б) молекулы;
в) органоиды;
г) клетки.
4. Орган является структурным компонентом …. уровня.
а) клеточного;
б) организменного;
в) молекулярного;
г) популяционно-видового.
5. Вне данного уровня жизни нет.
а) биогеоценотический;
б) биосферный;
в) популяционно-видовой;
г) клеточный.
6. Объектом изучения цитологии служит уровень ...
а) организменный;
б) популяционно-видовой;
в) клеточный;
г) биосферный.
7. Структурные элементы биогеоценотического уровня _ ...
а) организмы;
б) биогеоценозы;
в) популяции разных видов;
г) особи и группы особей, входящие в популяцию.
8. Высший уровень организации жизни - ...
а) биогеоценотический;
б) биосферный;
в) популяционно-видовой;
г) клеточный.
9. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма осуществляется на уровне ...
а) клеточном;
б) организменном;
в) молекулярном;
г) популяционно-видовом.
10. Передача наследственной информации осуществляется на уровне ...
а) биогеоценотическом;
б) организменном;
в) клеточном;
г) молекулярном
Приложение 4
1.3. Уровни организации живой природы
- Зарастание водоема происходит на уровне организации жизни
- популяционно-видовом
- биосферном
- экосистемном
- организменном.
2. Удвоение ДНК происходит на уровне организации жизни
- клеточном
- молекулярном
- органо-тканевом
- организменном
3. Движение цитоплазмы наблюдается на уровне организации жизни
- клеточном
- молекулярном
- органо-тканевом
- организменном.
4. Круговорот воды в природе наблюдается на уровне организации жизни
- популяционно-видовом
- биосферном
- экосистемном
- организменном.
5. Миграция северных оленей наблюдается на уровне организации жизни
- организменном
- биосферном
- экосистемном
- популяционно-видовом.
6. Газообмен в легких наблюдается на уровне организации жизни
- клеточном
- молекулярном
- органо-тканевом
- организменном.
7. Цветение черемухи обыкновенной наблюдается на уровне организации жизни
- клеточном
- молекулярном
- органо-тканевом
- организменном
8. Миграция атомов и молекул в природе — это проявление жизни на уровне
- популяционно-видовом
- биосферном
- экосистемном
- организменном.
9. Деление ядра – это пример проявления жизни на уровне
1) клеточном
2) молекулярном
3)органо-тканевом
4) организменном.
10. Динамика численности уссурийского тигра – это пример на уровне
- популяционно-видовом
- биосферном
- экосистемном
- организменном.
11. На каком уровне организации живого происходят генные мутации?
- организменном
- клеточном
- видовом
- молекулярном
12. Роль рибосом в процессе биосинтеза белка изучают на уровне организации живого
- организменном
- клеточном
- тканевом
- популяционном
13. Строение и функции молекул белка изучают на уровне организации живого
- организменном
- тканевом
- молекулярном
- популяционном
14. На каком уровне организации происходит реализация наследственной информации?
- биосферном
- экосистемном
- популяционном
- организменном.
15. Митоз – это проявление жизни на уровне организации жизни
- клеточном
- молекулярном
- органо-тканевом
- организменном.
Полный текст материала в прикрепленном файле:
(104.5Kb)
|