Время занятия - 90 мин.
Место проведения - учебная аудитория
Вид занятия - семинарское занятие
Цели занятия:
- Обучающая:
Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.
- Развивающая:
Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения
- Воспитательная:
Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.
- Методическая
Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.
Задачи:
1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.
2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.
3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.
Цель: создание условий для развития и закрепления понятий, конкретизация и расширение знаний по теме «Строение и функции клетки».
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Квалификационные требования
К знаниям:
-Студенты должны знать материал по темам: «Строение и функции клетки», «Химический состав клетки».
К умениям:
- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.
- Сопоставлять знания и находить решения.
- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.
Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение», «Формы размножения организмов».
Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, световые микроскопы, магнитная доска, микропрепараты «Клетка».
Оснащение:
- Мультимедийный комплекс
- Дидактический материал: карточки
- Литература:
Основная литература
Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.
Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.
Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.
|
Интернет-ресурсы:
1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.
2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н. http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
|
Обоснование темы
Тема «Строение и функции клетки» является одной из ключевых тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Оплодотворение», «Эмбриональное развитие», «Онтогенез», «Закономерности наследования признаков», «Изменчивость» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, медицинская генетика, психология.
Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии. Определить межпредметные связи.
План занятия
№
|
Этап занятия
|
Время
|
Содержание этапа
|
Деятельность
|
преподавателя
|
студента
|
1
|
Организационный
|
3-4
|
Объявление темы, цели занятия
|
Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.
|
Приветствуют преподавателя,
|
Оценка готовности аудитории и студентов
|
Проверяет присутствующих
|
Участвуют в перекличке
|
Характеристика порядка проведения семинарского занятия.
|
Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения
|
Внимательно слушают, задают вопросы
|
2
|
Систематизация знаний
|
5
|
Фронтальный опрос
|
Задает вопросы
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Контроль знаний и умений.
|
75
|
Характеристика порядка проведения практической работы
|
Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации
|
Выполняют работу
|
4
|
Заключи-тельный этап
|
5-6
|
Обобщение, выводы
|
Анализ достижений цели. Оценка работы студентов.
|
Слушают, анализируют, оценивают свою работу
|
Ответы на вопросы студентов
|
Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения
|
Задают вопросы, слушают ответы
|
|
Всего
|
90
|
|
|
|
Приложение 1.
Вопросы для фронтального опроса
- Кем, когда и на каком объекте была открыта клетка?
- Какие части клетки были изучены с помощью светового микроскопа?
- Какие органеллы были обнаружены с помощью светового микроскопа?
- Из чего состоит мембрана живой клетки и какими свойствами она обладает?
- Какие функции выполняет мембрана живой клетки, покрывающая цитоплазму?
- Что такое осморегуляция живой клетки?
- Какие клеточные органеллы имеют мембранное строение?
- У каких органелл двойные мембраны?
- Какие органеллы не имеют мембранного строения?
- Каковы строение и функции ЭПС?
- Каковы строение и функции рибосом?
- Какие пластиды содержат растительные клетки?
- Каково строение аппарата Гольджи?
- Каково строение хлоропласта?
- Каково строение и функции клеточного центра?
- Из каких компонентов состоит система ядра?
- Каковы основные функции ядра?
- Как устроена ядерная оболочка?
- Какие структурные компоненты ядра содержат молекулу ДНК?
- Как устроен клеточный центр?
- Что такое ядерный сок, какова его функция?
- На чем основано деление всех живых организмов на две группы – прокариоты и эукариоты?
- Какие структурные компоненты клетки называют включения?
- Какие функции выполняет наружная и внутренняя мембрана?
- Что такое пиноцитоз?
- Что такое фагоцитоз?
- В чем различие гладкой и шероховатой эндоплазматической сетью?
- Какие органоиды клетки способны к самовоспроизведению?
- Какие органоиды содержат РНК?
- Что такое ядрышко?
- Что такое хроматин?
- Как устроены и из чего состоят хромосомы?
- Как соотносятся число хромосом в соматических клетках и половых клетках?
- Какие хромосомы называются гомологичными?
- Что такое кариотип?
- Какой набор хромосом называется гаплоидным?
- Какой набор хромосом называется диплоидным?
- Какие включения встречаются у растительных клеток?
- Дайте современное определение клетке?
- В чем сущность клеточной теории и кто ее авторы?
- С помощью каких приборов изучалась клетка в IX – XX вв.?
- Почему вирусы и фаги называют доклеточными организмами?
- Какие химические элементы входят в состав клетки?
- Какие органические вещества входят в состав клетки?
- В чем разница между органическими и неорганическими веществами?
- Каково значение воды в клетке?
- Какие органические вещества входят в состав клетки?
- Какие функции белков вам известны?
- Каковы функции жиров в клетке и организме?
- У каких организмов, и в каких органеллах синтезируются углеводы?
- Какие запасные углеводы имеются в растительных клетках?
- Какие функции выполняют углеводы в клетке и в организме?
- Где синтезируется АТФ в клетке?
- Какие части клетки были изучены с помощью светового микроскопа?
- Из чего состоит мембрана живой клетки, и какими свойствами она обладает?
- Какие функции выполняет мембрана клетки?
- Каковы строение и функции эндоплазматической сети?
- Каковы строение и функции митохондрий?
- Какие особенности аппарата Гольджи, связанные с выполнением им функций, вы знаете?
- Какую функцию выполняют рибосомы?
- Какие пластиды содержатся в растительной клетке?
- Каково строение пластид?
- Каково строение ядра?
- Как устроена ядерная оболочка?
- Какие структуры ядра содержат молекулу ДНК?
- Что такое ядерный сок? Какова его функция?
- Что такое прокариоты и эукариоты?
- В чем отличие соматических клеток от половых?
- Что такое гаплоидный, диплоидный и полиплоидный наборы хромосом?
- Каково строение хромосом? Из каких молекул построена хромосома?
Приложение 2
Выполните контрольную работу
Контрольная работа № 1
- Какие из перечисленных положений составляют основу клеточной теории (все живые организмы состоят из клеток, все клетки образуются из клеток, все клетки возникаю из неживой материи)?
- Что представляет собой тело доклеточных организмов (ядро, цитоплазма; молекула ДНК или РНК, покрытая белковой оболочкой)?
- Какой способ питания характерен для вирусов и бактериофагов (паразитный, сапрофитный)?
- Какие организмы относятся к клеточным доядерным (бактерии, амеба, инфузория туфелька)?
- Какие организмы являются многоклеточными (кишечнополостные, бурые водоросли, бактерии)?
- Для каких организмов характерны следующие признаки: в живой клетке – существо, вне живой клетке – вещество (бактерии, вирусы, бактериофаги)?
- Какие организмы относятся к одноклеточным ядерным (амеба, эвглена зеленая, бактерии)?
Контрольная работа № 2
- Какие вещества входят в состав мембран (белки, нуклеиновые кислоты, фосфолипиды, углеводы)?
- Какие органеллы не имеют мембранного строения (митохондрии, рибосомы, пластиды, аппарат Гольджи)?
- Какие органоиды имеют двухмембранное строение (пластиды, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи)?
- В каких органеллах растительных клеток происходит синтез АТФ (хлоропласты, митохондрии, рибосомы)?
- В каких органеллах происходит только синтез белка (пластиды, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи)?
- В каких органеллах содержится пигмент – хлорофилл и каротиноиды (митохондрии, пластиды)?
- Какую мембрану представляет собой ядерная оболочка (одинарная сплошная, двойная пористая)?
- Какие компоненты входят в состав ядра (митохондрии, хромосомы, ядрышко, пластиды)?
- Какой процесс осуществляется в хромосомах (фотосинтез, синтез белка, синтез ДНК, синтез АТФ)?
Контрольная работа № 3
- Какие образования являются включениями у растительной клетки (зерна крахмала, зерна белка, вакуоли, капли жира, рибосомы, пластиды)?
- Чем с наружи покрыта растительная клетка (двухслойной мембраной, белком, однослойной мембраной, целлюлозной оболочкой)?
- Какую функцию выполняет вакуоль растительной клетки (запасающая, осморегулирующая, выделительная, пищеварительная)?
- Какие органеллы характерны для животной клетки (митохондрии, пластиды, рибосомы, аппарат Гольджи)?
- Какие организмы являются многоклеточными (кишечнополостные, бурые водоросли, бактерии)?
Приложение 3
Схема строения клетки.
Дайте обозначения каждой стрелке. Заполните таблицу.
Структура
|
Функция
|
Расположение в клетке
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
Заполните таблицу
Основные различия между прокариотами и эукариотами
Характеристика
|
Прокариоты
|
Эукариоты
|
Размеры клеток
|
|
|
Форма
|
|
|
Генетический материал
|
|
|
Синтез белка
|
|
|
Органеллы
|
|
|
Клеточные стенки
|
|
|
Фотосинтез
|
|
|
Фиксация азота
|
|
|
Приложение 5
Перечислен ряд структурных компонентов, встречающихся во всех или только в некоторых клетках:
А – митохондрии
Б – пластиды
Г – вакуоли
Д – жгутики
Е – комплекс Гольджи
Ж – клеточная стенка
поверх мембраны
И – эндоплазматическая
сеть
К – клеточный центр
|
Л - рибосомы
М – мембрана наружная
Н – крахмальные зерна
П - лизосомы
Р – хроматин
С – капли жира
Т – ядерная оболочка
Ф - ядерный сок
Х - реснички
|
Определите, что из перечисленного:
- Относится к органоидам (в цитоплазме) растительных и животных клеток.
- Ограничивает клетки от окружающей среды.
- Является структурной частью любого органоида в клетке.
- Относится к включениям растительной клетки.
- Отсутствует в животных клетках.
- Является органоидом, синтезирующим белки.
- Служит «энергетической станцией» клетки.
- Содержит ферменты и переваривает в клетке ее «отработанные» части и пищу.
- Участвует при делении ядра и клетки.
- Служит «транспортной» системой клетки.
- Служит местом накопления продуктов синтетической деятельности клетки.
- Относится к компонентам ядра.
- Является носителем генетической информации.
Приложение 6
Вопросы к семинарскому занятию по теме «Клетка»
- Кем, когда и на каком объекте была открыта клетка?
- Дайте современное определение клетки.
- В чем сущность клеточной теории и кто ее автор?
- С помощью каких приборов изучалась клетка в XIX, XX вв.?
- Почему фаги и вирусы называют доклеточными организмами?
- Какие химические элементы входят в состав клетки?
- Какие неорганические вещества входят в состав клетки?
- Каково значение воды в клетке?
- В чем разница между органическими и неорганическими веществами?
- Какие органические вещества входят в состав клетки?
- Какие функции белков вам известны? Приведите примеры.
- Каковы функции жиров в клетке и организме? Приведите примеры.
- У каких организмов, и в каких органеллах синтезируются углеводы?
- Какие запасные углеводы имеются в растительных и животных клетках?
- Какие функции выполняют углеводы в клетке и организме?
- Где синтезируется АТФ в клетке?
- Какие части клетки были изучены с помощью светового микроскопа?
- Из чего состоит мембрана живой клетки, и какими свойствами она обладает?
- Какие функции выполняет мембрана?
- Каковы строение и функции эндоплазматической сети?
- Каковы строение и функции митохондрий?
- Какие особенности строения аппарата Гольджи, связанные с выполняемыми им функциями, вы знаете?
- Какую функцию выполняет рибосомы?
- Какие пластиды содержит растительная клетка?
- каково строение пластид?
- Какие функции выполняют пластиды?
- Каково строение ядра?
- Каковы основные функции ядра?
- Как устроена ядерная оболочка?
- Какие структуры ядра содержат молекулу ДНК?
- Что такое ядерный сок? Какова его функция?
- Что такое прокариоты и эукариоты?
- В чем отличие соматических клеток от половых? Что такое гаплоидный, диплоидный и полиплоидный наборы хромосом?
- Строение и функции хромосом. Из каких молекул построена хромосома?
- Что такое интерфаза?
- Чем характеризуются периоды Q1, S, Q2 интерфазы?
- Расскажите о стадиях митоза.
- Что обуславливает упорядоченное распределение хромосом среди дочерних клеток?
- В чем заключается механизм кроссинговера?
- Объясните механизмы увеличения генетической изменчивости, связанных с механизмом мейоза?
- Что такое митоз?
- Что такое мейоз?
- Чем отличается митоз от мейоза?
- В чем заключается биологическое значение митоза?
- В чем заключается биологическое значение мейоза?
|