Время занятия - 90 мин.
Место проведения - учебная аудитория
Вид занятия - семинарское занятие
Цели занятия:
- Обучающая:
Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.
- Развивающая:
Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения
- Воспитательная:
Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.
- Методическая
Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.
Задачи:
1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.
2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.
3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Квалификационные требования
К знаниям:
-Студенты должны знать материал по темам: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение».
К умениям:
- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.
- Сопоставлять знания и находить решения.
- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.
Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение», «Формы размножения организмов»
Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, световые микроскопы, магнитная доска, микропрепараты.
Оснащение:
- Мультимедийный комплекс
- Дидактический материал: карточки
- Литература:
Основная литература
Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.
Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.
Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.
|
Интернет-ресурсы:
1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.
2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н. http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
|
Обоснование темы
Тема «Оплодотворение» является одной из ключевых тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Оплодотворение», «Эмбриональное развитие», «Онтогенез», «Закономерности наследования признаков», «Изменчивость» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, медицинская генетика, психология.
Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии. Определить межпредметные связи.
План занятия
№
|
Этап занятия
|
Время
|
Содержание этапа
|
Деятельность
|
преподавателя
|
студента
|
1
|
Организационный
|
3-4
|
Объявление темы, цели занятия
|
Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.
|
Приветствуют преподавателя,
|
Оценка готовности аудитории и студентов
|
Проверяет присутствующих
|
Участвуют в перекличке
|
Характеристика порядка проведения семинарского занятия.
|
Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения
|
Внимательно слушают, задают вопросы
|
2
|
Систематизация знаний
|
5
|
Фронтальный опрос
|
Задает вопросы
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Контроль знаний и умений.
|
75
|
Характеристика порядка проведения практической работы
|
Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации
|
Выполняют работу
|
4
|
Заключи-тельный этап
|
5-6
|
Обобщение, выводы
|
Анализ достижений цели. Оценка работы студентов.
|
Слушают, анализируют, оценивают свою работу
|
Ответы на вопросы студентов
|
Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения
|
Задают вопросы, слушают ответы
|
|
Всего
|
90
|
|
|
|
Приложение 1.
Вопросы для фронтального опроса
1. Что такое гаметы?
2. Какие виды гамет вам известны?
3. Где образуются гаметы у человека и млекопитающих животных?
4. Расскажите о значении оболочек в яйцеклетке, акросомы и жгутика у сперматозоидов.
5. Что такое оплодотворение?
6. Какие виды оплодотворения у животных вам известны? Приведите примеры.
7.Что происходит перед оплодотворением?
8.Что происходит при оплодотворении?
9.Что образуется в результате оплодотворения?
Сравнение бесполого и полового размножения по следующим характеристикам:
- Число особей, участвующих в размножении;
Образуются ли гаметы? У какого способа отсутствует мейоз?
- На кого похожи потомки?
- Для каких организмов характерны?
- Где быстрее происходит увеличение численности?
Индивидуальный опрос:
- Характеристика 1-го деления мейоза.
- Характеристика 2-го деления мейоза.
- Отличия мейоза от митоза.
Приложение 2
Карточка №1
Запишите номера вопросов, против них – правильные ответы.
- Когда начинается сперматогенез у человека?
- Когда начинается оогенез у человека?
- Какой набор хромосом в гаметах?
- Где располагаются митохондрии в сперматозоидах? Где располагаются центриоли?
- У каких организмов внешнее оплодотворение?
Карточка №2
Для каждого типа клеток (женских половых и мужских половых) выберите соответствующие характеристики:
1 – яйцеклетки;
2 – сперматозоиды;
3 – развиваются в яичниках;
4 – развиваются в семенниках;
5 – имеют шарообразную или овальную форму, неподвижны;
6 – богаты запасными веществами;
7 – имеют небольшие размеры, подвижны;
8 – утратили большую часть цитоплазмы;
9 – доставляют генетическую информацию;
10 – несут в себе наследственную информацию, готовы к оплодотворению.
Карточка №3
Последовательность процессов в клетке от момента ее возникновения до следующего деления или гибели называется …
Процесс образования яйцеклеток называется …
Яйцеклетка формируется в …, а сперматозоиды в …
Развитие половых клеток подразделяется на четыре периода: …, …, … и ….
Конъюгация хромосом происходит на стадии … мейоза.
При созревании яйцеклетки на каждую полноценную клетку образуется три … ….
Для рыб характерен … способ оплодотворения.
В сперматозоиде человека содержится … хромосомы.
Карточка №4
Для каждого типа клеток (зигота, гамета) выберите соответствующие характеристики:
1 – имеет гаплоидный набор хромосом;
2 – образуется в результате мейоза;
3 – содержит наследственный материал двух особей;
4 – имеет диплоидный набор хромосом;
5 – половая клетка;
6 – количество хромосом и молекул ДНК описывается формулой nc;
7 – образуется в результате оплодотворения;
8 – содержит наследственный материал от одной особи;
9 – количество хромосом и молекул ДНК описывается формулой 2n2с;
10 – оплодотворенная яйцеклетка.
Карточка №5
Разнесите характеристики митоза и мейоза в две группы:
митоз мейоз
а) требует двух последовательных делений клетки;
б) дочерние клетки содержат такое же количество хромосом, как и материнская;
в) дочерние клетки содержат в 2 раза меньше хромосом, чем материнская клетка;
г) происходит в соматических клетках; обеспечивает рост организма или бесполое размножение;
д) обеспечивает образование половых клеток;
е) в течение этого процесса гомологичные хромосомы обмениваются участками (кроссинговер);
ж) обеспечивает половое размножение организмов.
Приложение 3
Заполнить таблицу
Строение половых клеток
Характеристики
|
Сперматозоид
|
Яйцеклетка
|
1. Размеры и подвижность
|
|
|
2. Особенности строения
|
|
|
3.Процент образования (кого больше)
|
|
|
Приложение 4
Закрепление:
Проводиться в форме теста:
1. Какая форма размножения позволяет приспособиться к изменяющимся условиям среды?
а. Бесполое размножение.
б. Половое размножение.
в. И бесполое, и половое размножение в равной степени.
г. Форма размножения не имеет никакого значения.
2. Укажите неверное суждение.
а. Партеногенез – особая форма бесполого размножения.
б. Партеногенез – особая форма полового размножения.
в. Партеногенетическое развитие известно у тлей, пчел, дафний.
г. Партеногенетическое развитие известно у одуванчиков.
3. Укажите неверное суждение.
а. Гермафродиты – организмы, у которых могут образовываться и мужские, и женские гаметы.
б. Гаметы имеют гаплоидный набор хромосом, зигота – диплоидный.
в. Б.Л. Астауров разработал способы направленного получения 100% особей одного пола.
г. Бактерии делятся путем митоза.
4. Укажите верное суждение.
а. Бесполое размножение увеличивает наследственную изменчивость организмов.
б. Гаметы и зигота имеют гаплоидный набор хромосом.
в. В половом размножении всегда принимают участие две особи.
г. Половое размножение увеличивает наследственную изменчивость потомков.
5. Размножение – это процесс:
а) увеличения числа клеток;
б) воспроизведения себе подобных;
в) развития организмов в процессе эволюции;
г) изменения особи с момента рождения до ее смерти.
6. Оплодотворение – это процесс, в результате которого:
а) происходит слияние мужской и женских гамет;
б) не образуется зигота;
в) образуется гаплоидная клетка:
г) развиваются гаметы.
7. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как оно способствует:
а) быстрому росту численности вида;
б) возникновению изменений у особей вида;
в) появлению внешней изменчивости;
г) приспособлению организмов к неблагоприятным условиям.
8. Обмен наследственной информацией происходит при:
а) почковании;
б) половом размножении;
в) митозе – непрямом делении клеток;
г) вегетативном размножении.
9. Количество хромосом в соматических клетках человека после митоза равно:
а) 23;
б) 92;
в) 46;
г) 44.
10. Какова генетическая формула зиготы:
а). 1n4c.
б) 2n2c.
в). 2n4c.
г). 4n4c
Ключ:
№ вопроса
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
буква
|
б
|
а
|
г
|
г
|
б
|
а
|
а
|
б
|
в
|
в
|
Поменяйтесь работами со своим партнером. Осуществите взаимопроверку по ключам.
Оцените работу своего партнера, поставив за каждый правильный ответ «+»:
«5» – если ваш партнер набрал 10 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 9 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 8 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 8 «+».
Приложение 5
План-задание для групповой работы.
1 группа. Сперматогенез
- Прочитайте текст параграфа.
- Выделите ключевые слова.
- Выпишите определения терминов в словарь (сперматогенез).
- Проверьте правильность определений в группе.
- Составьте схему «Сперматогенез».
- Назовите отличия сперматогенеза и овогенеза?
- Подготовьте докладчика.
- Сообщите о готовности группы.
2 группа. Овогенез.
- Прочитайте текст параграфа.
- Выделите ключевые слова.
- Выпишите определения терминов в словарь (овогенез).
- Проверьте правильность определений в группе.
- Составьте схему «Овогенез».
- Назовите отличия сперматогенеза и овогенеза?
- Подготовьте докладчика.
- Сообщите о готовности группы.
3 группа. Строение половых клеток
- Прочитайте текст параграфа.
- Выделите ключевые слова.
- Выпишите определения терминов в словарь (яйцеклетка, сперматозоид).
- Проверьте правильность определений в группе.
- Составьте схему-рисунок «Строение сперматозоида, яйцеклетки».
- Подготовьте докладчика.
- Сообщите о готовности группы.
4 группа. Оплодотворение у животных
1. Прочитайте текст параграфа.
- Выделите ключевые слова.
- Выпишите определения терминов в словарь (оплодотворение).
- Проверьте правильность определения в группе.
- Составьте схему «Оплодотворение у животных».
- Назовите этапы процесса оплодотворения.
- Назовите, каково биологическое значение оплодотворения.
- Подготовьте докладчика.
- Сообщите о готовности группы.
5 группа. Оплодотворение у растений
1. Прочитайте текст параграфа.
- Выделите ключевые слова.
- Выпишите определения терминов в словарь (двойное оплодотворение).
- Проверьте правильность определений в группе.
- Составьте схему «Оплодотворение у растений».
- Назовите преимущества двойного оплодотворения
- Подготовьте докладчика.
- Сообщите о готовности группы.
Приложение 6
Работа с карточками у доски:
Запишите номера вопросов, против них – правильные ответы.
- Как называется бесполое размножение амебы?
- Как называется деление, при котором происходит множественное деление ядра и образуется несколько особей (у трипаносом, малярийного плазмодия)?
- Как осуществляется бесполое размножение папоротников и мхов?
- Как осуществляется бесполое размножение гидры, дрожжей?
- Как осуществляется бесполое размножение человека?
- Что характерно для генотипов дочерних особей по сравнению с материнской при бесполом размножении?
- Что характерно для генотипов дочерних особей по сравнению с родительскими при половом размножении?
- Как называется размножение, при котором развитие нового организма происходит из неоплодотворенной яйцеклетки?
|
Приложение 6
Самостоятельная работа студентов с учебником, заполнение таблицы:
Сравниваемые признаки
|
Женские гаметы
|
Мужские гаметы
|
1. Форма и размеры
|
|
|
2. Особенности строения
|
|
|
3. Выполняемые функции
|
|
|
Приложение 7
Задания для закрепления и проверки знаний
Фронтальная беседа.
- Когда начинается сперматогенез у человека?
- Когда начинается оогенез у человека?
- Какие зоны различают в гонадах?
- Что образуется из ооцита после мейоза?
- Какой набор хромосом в гаметоцитах 2-го порядка после первого деления созревания?
- Какой набор хромосом в гаметах?
- Как называются оболочки яйцеклетки?
- Где располагаются митохондрии в сперматозоидах? Где располагаются центриоли?
- У каких организмов внешнее оплодотворение?
- Каковы размеры яйцеклетки?
Приложение 8
Диктант терминов «Размножение растений и животных»
1. Половые клетки, участвующие в размножении, называются … (Гаметы.)
2. Мужские гаметы называются … (Сперматозоиды.)
3. Женские гаметы называются … (Яйцеклетки.)
4. Процесс слияния половых клеток называют … (Оплодотворение.)
5. Животные, у которых одни особи производят только сперматозоиды, а другие яйцеклетки, называются … (Раздельнополые.)
6. Особи, способные производить в своем теле одновременно мужские и женские гаметы, называются … , или ... (Обоеполые, или гермафродиты.)
7. Способность зародыша развиваться из неоплодотворенной яйцеклетки называется … (Партеногенез.)
8. Оплодотворенная яйцеклетка называется ... (Зигота.)
9. Половые органы самцов – … (Семенники.)
10. Половые органы самок – … (Яичники.)
11. Для растений характерны два способа размножения – … и ... (Бесполое и половое.)
12. Образование новых особей из корня, побега называют … (Вегетативное размножение.)
13. Органом полового размножения растений является … (Цветок.)
14. Процесс, при котором пыльца попадает на рыльце пестика, называют … (Опыление.)
15. Спермии развиваются в … (Пыльцевых зернах.)
16. Первый спермий сливается с … , а второй спермий – с … (Яйцеклеткой; центральной клеткой.)
17. При слиянии спермия с яйцеклеткой образуется … (Зигота.)
18. При слиянии спермия с центральной клеткой образуется … (Эндосперм.)
19. Стенки завязи становятся стенками … (Плода.)
|