Время занятия - 90 мин.
Место проведения - учебная аудитория
Вид занятия - семинарское занятие
Цели занятия:
- Обучающая:
Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.
- Развивающая:
Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения
- Воспитательная:
Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.
- Методическая
Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.
Задачи:
1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.
2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.
3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Квалификационные требования
К знаниям:
-Студенты должны знать материал по темам: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз».
К умениям:
- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.
- Сопоставлять знания и находить решения.
- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.
Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение», «Формы размножения организмов»
Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, световые микроскопы, магнитная доска, микропрепараты «Митоз в корешке лука», «Деление яйцеклетки».
Оснащение:
- Мультимедийный комплекс
- Дидактический материал: карточки
- Литература:
Основная литература
Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.
Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.
Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.
|
Интернет-ресурсы:
1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.
2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н. http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
|
Обоснование темы
Тема «Митоз» является одной из ключевых тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Оплодотворение», «Эмбриональное развитие», «Онтогенез», «Закономерности наследования признаков», «Изменчивость» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, медицинская генетика, психология.
Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии. Определить межпредметные связи.
План занятия
№
|
Этап занятия
|
Время
|
Содержание этапа
|
Деятельность
|
преподавателя
|
студента
|
1
|
Организационный
|
3-4
|
Объявление темы, цели занятия
|
Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.
|
Приветствуют преподавателя,
|
Оценка готовности аудитории и студентов
|
Проверяет присутствующих
|
Участвуют в перекличке
|
Характеристика порядка проведения семинарского занятия.
|
Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения
|
Внимательно слушают, задают вопросы
|
2
|
Систематизация знаний
|
5
|
Фронтальный опрос
|
Задает вопросы
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Контроль знаний и умений.
|
75
|
Характеристика порядка проведения практической работы
|
Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации
|
Выполняют работу
|
4
|
Заключи-тельный этап
|
5-6
|
Обобщение, выводы
|
Анализ достижений цели. Оценка работы студентов.
|
Слушают, анализируют, оценивают свою работу
|
Ответы на вопросы студентов
|
Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения
|
Задают вопросы, слушают ответы
|
|
Всего
|
90
|
|
|
|
Приложение 1.
Вопросы для фронтального опроса
- Какие существуют типы деления клеток?
- Чем отличается амитоз от других типов деления клеток?
- Что такое митоз? В чем его биологический смысл?
- Какие процессы происходят в ядре в интерфазе?
- Почему к началу митоза хромосомы состоят из двух хроматин?
- Какие изменения происходят в профазе митоза в ядре?
- К какому участку хромосомы присоединяется нить веретена деления?
- Что характерно для метафазы митоза?
- Почему телофазу называют «профаза наоборот»?
- Какие хромосомы расходятся к полюсам клетки в анафазе?
- Что представляют собой хромосомы к началу интерфазы?
- Сколько клеток, и с каким набором хромосом образуется в результате митоза?
- Для каких клеток характерен митоз?
- Какие хромосомы называются гомологичными?
- Что характерно для профазы?
- Сколько клеток получается в результате митоза?
- В чем отличие митоза от мейоза?
Приложение 2
- Повторение пройденного материала. На доске записываются следующие термины:
- Центриоль
- Репликация
- Клеточный цикл
- Хроматин
- Хроматиды
- Хромосомы
- Центромера
- Интерфаза
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы и выбрать правильный ответ, записав его в виде цифрового варианта:
- Как называется комплекс, состоящий из ДНК и белков – гистонов?
- Как называется структура, образующаяся перед делением ядра?
- Как называется период предшествующий ядерному делению?
- Как называется участок, куда прикрепляются нити веретена деления?
- Каково название структуры клеточного центра?
- Как называется процесс удвоения молекулы ДНК?
- Как называется период в жизни клетки от её образования до деления на дочерние?
- Как называется одна из двух нуклеопротеидных нитей, образующихся при удвоении хромосом?
Приложение 3
- Определение времени и места митоза в клеточном цикле.
На магнитной доске находится изображение клеточного цикла, выделен участок «митоз», определяется среднее время: интерфаза длится 10 – 20 часов, митоз 1 – 2 часа. Также возможно определение генетического материала перед делением. После митоза происходит цитокинез.
- Определение митоза
«митоз (от гр. – митоз - нить) – непрямое деление ядра клетки и её тела, в ходе которого каждая из двух возникающих клеток получает генетический материал, идентичный исходной клетке». Синонимами для деления ядра является – кариокинез (в переводе с гр. карион – орех, ядро ореха, кинезис - движение)
- Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза, а затем следует цитокинез (работа в тетради)
Приложение 4
- Лабораторная работа учащихся. Задание: каждая группа получает конверт, в котором находится информация о каждой фазе митоза, кроме того иллюстрированный материал. Рассматривая микропрепараты, найти по описанию определённую фазу, из фрагментов сложить определённый текст, наклеить его на лист бумаги.
1 группа. Профаза.
Хроматиды укорачиваются и утолщаются. Хроматиды хорошо видны. Центромеры не выявляются. Центриоли расходятся по полюсам. Начинает формироваться звезда из микротрубочек. Ядрышки уменьшаются. К концу профазы ядерная мембрана распадается, образуется веретено деления.
2 группа. Метафаза.
Пары хроматид прикрепляются своими центромерами к нитям веретена деления и перемещаются вверх и вниз по веретену до тех пор, пока их центромеры не выстроятся по экватору клетки.
3 группа. Анафаза.
Короткая стадия. Каждая центромера расщепляется на две, и нити веретена оттягивают дочерние центромеры с противоположным полюсом. Центромеры тянут за собой отделившиеся друг от друга хроматиды, которые теперь называются хромосомами.
4 группа. Телофаза.
Хромосомы достигают полюсов клетки, деспирализуются, удлиняются, не различимые нити веретена разрушаются, центриоли реплицируются. Вокруг хромосом образуется ядерная мембрана. Появляется ядрышко.
5 группа. Цитокинез.
Следует за телофазой и ведёт к первому периоду интерфазы, органеллы распределяются между дочерними клетками. В результате образуются две клетки с набором хромосом идентичным родительской.
- Учащиеся представляют свои работы на доске и показывают фазу митоза на экране мультимедио комплекса.
- Интерактивная часть (компьютерная программа)
- Иллюстрированный материал к видеоматериалу.
Митоз лежит в основе роста, регенерации и вегетативного размножения всех эукариотических организмов. Далее мы с вами увидим, как это происходит в момент дробления оплодотворённой яйцеклетки – процессе, который лежит в основе образования многоклеточного зародыша (демонстрация микропрепарата «дробление яйцеклетки» на электронном и световом микроскопе).
- Демонстрация видеофрагмента «Митоз»
- Митоз – очень значимый процесс, много сил и времени было потрачено учёными, для познания всех особенностей этого процесса. Например, было выяснено, что митоз в растительных и животных клетках протекает с определёнными отличиями, что существуют факторы, которые негативно влияют на его протекание. Кроме того в литературе вы можете увидеть другую форму деления – прямое или амитоз. Работа с дополнительной литературой.
1 группа: задание «Амитоз»
Выделите из текста «опорные» точки, т.е. в 4-5 положениях укажите главные признаки амитоза. «Митоз – наиболее распространённый, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариот обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе не происходит конденсация хромосом и не образуется веретена деления, а ядро делится перетяжкой или фрагментацией, оставаясь в интерфазном состоянии. Цитокинезис всегда следует за делением ядра, в результате чего формируется многоядерная клетка. Амитотическое деление характерно для клеток, которые заканчивают развитие: отмирающих эпителиальных, фолликулярных клеток яичников... Так же амитоз встречается при патологических процессах: воспалении, злокачественном новообразовании… после него клетки не способны к митотическому делению».
2 группа: задание «нарушение митоза»
Составить логические пары: тип воздействия – последствия.
«правильное течение митоза может быть нарушено различными внешними факторами: высокими дозами радиации, некоторыми химическими веществами. Например, под воздействием рентгеновских лучей ДНК хромосомы может разорваться, хромосомы также при этом разрываются. Такие хромосомы не способны двигаться, например в анафазе. Некоторые химические вещества, не свойственные живым организмам (спирты, фенолы) нарушают согласованность митотических процессов. Одни хромосомы при этом двигаются быстрее, другие медленнее. Некоторые из них вообще могут не включаться в дочерние ядра. Есть вещества, которые препятствуют образованию нитей веретена деления. Их называют цитостатиками, например, колхицин и колцемид. Воздействуя ими на клетку можно остановить деление на стадии прометафазы. В результате такого воздействия в ядре возникает удвоенный набор хромосом »
3 группа: задание:
Восстановите хронологическую последовательность изучения клетки в том числе и процессы митоза. Ответ оформить в виде таблицы:
год
|
Фамилия ученого
|
достижения
|
«начало изучения клетки было положено с изобретения микроскопа. Первым, кто оценил огромное значение этого прибора был английский физик и ботаник Роберт Гук. Он ввёл термин «клетка» (1665 год) Представления о самовоспроизведении клеток сложились у биологов к середине 19 века. В 1838 – 39 годах ботаник Шлейден и зоолог Шванн объединили идеи разных учёных и сформировали клеточную теорию, которая постулировала «основной единицей строения, и функции живых организмов является клетка» Несколько ранее было открыто ядро Робертом Брауном, он описал данную структуру, как характерное сферическое тельце, обнаруживаемое в растительных клетках. В 1868 году Геккель установил, что хранение и передачу наследственных признаков осуществляет ядро. Десятью годами ранее Рудольф Вирхов, расширил клеточную теорию, провозгласив «каждая клетка из клетки» В 1879 году Бовери и Флеминг описали происходящие в клетке события, в результате которых образуются две идентичные клетки».
4 группа. Задание: «Различие митоза у растений и животных».
Проанализировав текст, найдите отличия в протекании митоза у растений и животных. Заполните таблицу.
Вопросы для сравнения
|
Митоз в растительной клетке
|
Митоз в животной клетке
|
Самое главное событие, происходящее во время митоза – это равномерное распределение удвоившихся хромосом между двумя дочерними клетками. Митоз в клетках растений и животных протекает почти одинаково, но отличия всё-таки имеются. Так, например, в растительных клетках нет центриолей. В конце телофазы в растительных клетках из нитей веретена деления в экваториальной части формируется фрагмопласт, в эту же область перемещаются рибосомы, митохондрии, ЭПС. Всё это приводит к формированию клеточной пластинки, которая впоследствии разделит клетку надвое. Этого процесса не наблюдается у животных. Есть и различия в цитокинезе, например, только у животных образуется перетяжка. Митозы у животных происходят в различных тканях и участках организма, чего не скажешь о растениях. Там митоз происходит в строго определённых местах, где расположена образовательная ткань, то есть в меристемах. Например, на кончиках корня (зона роста), в почке (конус нарастания), камбии.
5 группа. Задание: создайте символический знак, который бы подошёл к теме нашего урока. Работа в тетради и на листе бумаги с использованием цветных карандашей.
- Выступления учащихся.
- Выводы.
Сегодня урок был посвящён важнейшему процессу – митозу. Мы уделили достаточно времени самому процессу, его особенностям, проблемам. Самое главное, что этот процесс обеспечивает генетическую стабильность вида, а так же процессы регенерации, роста, бесполого (вегетативного) размножения. Процесс сложный, многоступенчатый и очень чувствительный к воздействию факторов среды.
Приложение 5
- Мозговой штурм (закрепление изученного материала)
№
|
Клетка и её фазы
|
Общая масса всех молекул ДНК
|
Кол-во хромосом
|
1
|
В одной неделящейся соматической клетке
|
6*10-9мг
|
46
|
2
|
В одной соматической клетке к концу интерфазы, перед профазой
|
|
|
3
|
В материнской соматической клетке в её профазе и метафазе митоза
|
|
|
4
|
Материнской соматической клетке в анафаза
|
|
|
5
|
В одной дочерней соматической клетке в конце телофазы митоза
|
|
|
6
|
В двух дочерних соматических клетках (сумма) в конце телофазы митоза
|
|
|
Приложение 5
Тестирование: «Митоз»
1. В какой период митотического цикла удваивается количество ДНК?
1. В пресинтетический период.
2. В синтетический период.
3. В постсинтетический период.
4. В метафазе.
2. В какой период происходит активный рост клетки?
1. В пресинтетический период.
2. В синтетический период.
3. В постсинтетический период.
4. В метафазе.
3. В какой период жизненного цикла клетка имеет набор хромосом и ДНК 2n4с и готовится к делению?
1. В пресинтетический период.
2. В синтетический период.
3. В постсинтетический период.
4. В метафазе.
4. В какой период митоза начинается спирализация хромосом, растворяется ядерная оболочка?
1. В анафазе.
2. В профазе.
3. В телофазе.
4. В метафазе.
5. В какой период митоза хромосомы выстраиваются по экватору клетки?
1. В профазе.
2. В метафазе.
3. В анафазе.
4. В телофазе.
6. В какой период митоза хроматиды отходят друг от друга и становятся самостоятельными хромосомами?
1. В профазе.
2. В метафазе.
3. В анафазе.
4. В телофазе.
*7. В какие периоды митоза количество хромосом и ДНК равно 2n4с?
1. В профазе.
2. В метафазе.
3. В анафазе.
4. В телофазе.
8. В какой период митоза количество хромосом и ДНК равно 4n4с?
1. В профазе.
2. В метафазе.
3. В анафазе.
4. В телофазе.
9. Как называется неактивная часть ДНК в клетке?
1. Хроматин.
2. Эухроматин.
3. Гетерохроматин.
4. Вся ДНК в клетке активна.
*10. В какие периоды клеточного цикла количество хромосом и ДНК в клетке равно 2n4с?
1. В пресинтетический период.
2. В конце синтетического периода.
3. В постсинтетический период.
4. В профазе.
5. В метафазе.
6. В анафазе.
7. В телофазе.
На вопрос дается несколько правильных ответов.
Ответы по теме «Митоз»:
Тест 1. 2.
Тест 2. 1.
Тест 3. 3.
Тест 4. 2.
Тест 5. 2.
Тест 6. 3.
*Тест 7. 1, 2.
Тест 8. 3.
Тест 9. 3.
*Тест 10. 2, 3, 4, 5.
|