Время занятия - 90 мин.
Место проведения - учебная аудитория
Вид занятия - семинарское занятие
Цели занятия:
- Обучающая:
Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.
- Развивающая:
Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения
- Воспитательная:
Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.
- Методическая
Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.
Задачи:
1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.
2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.
3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Квалификационные требования
К знаниям:
-Студенты должны знать материал по темам: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз».
К умениям:
- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.
- Сопоставлять знания и находить решения.
- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.
Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение», «Формы размножения организмов»
Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, световые микроскопы, магнитная доска, микропрепараты «Мейоз».
Оснащение:
- Мультимедийный комплекс
- Дидактический материал: карточки
- Литература:
Основная литература
Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.
Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.
Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.
|
Интернет-ресурсы:
1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.
2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н. http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
|
Обоснование темы
Тема «Мейоз» является одной из ключевых тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Оплодотворение», «Эмбриональное развитие», «Онтогенез», «Закономерности наследования признаков», «Изменчивость» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, медицинская генетика, психология.
Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии. Определить межпредметные связи.
План занятия
№
|
Этап занятия
|
Время
|
Содержание этапа
|
Деятельность
|
преподавателя
|
студента
|
1
|
Организационный
|
3-4
|
Объявление темы, цели занятия
|
Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.
|
Приветствуют преподавателя,
|
Оценка готовности аудитории и студентов
|
Проверяет присутствующих
|
Участвуют в перекличке
|
Характеристика порядка проведения семинарского занятия.
|
Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения
|
Внимательно слушают, задают вопросы
|
2
|
Систематизация знаний
|
5
|
Фронтальный опрос
|
Задает вопросы
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Контроль знаний и умений.
|
75
|
Характеристика порядка проведения практической работы
|
Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации
|
Выполняют работу
|
4
|
Заключи-тельный этап
|
5-6
|
Обобщение, выводы
|
Анализ достижений цели. Оценка работы студентов.
|
Слушают, анализируют, оценивают свою работу
|
Ответы на вопросы студентов
|
Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения
|
Задают вопросы, слушают ответы
|
|
Всего
|
90
|
|
|
|
Приложение 1.
Вопросы для фронтального опроса
- Какие существуют типы деления клеток?
- Что такое мейоз? В чем его биологический смысл?
- Какие процессы происходят в ядре в интерфазе?
- Почему к началу мейоза хромосомы состоят из двух хроматин?
- Какие изменения происходят в профазе митоза в ядре?
- К какому участку хромосомы присоединяется нить веретена деления?
- Что характерно для метафазы?
- Какие хромосомы расходятся к полюсам клетки в анафазе?
- Что представляют собой хромосомы к началу интерфазы?
- Сколько клеток, и с каким набором хромосом образуется в результате муйоза?
- Для каких клеток характерен мейоз?
- Какие хромосомы называются гомологичными?
- Как называют первое мейотическое деление?
- На какие фазы делят мейоз I?
- Сколько клеток, и с каким набором хромосом образуется в результате мейоза?
- Происходит ли синтез ДНК и удвоение хроматид после мейоза I?
- Что характерно для профазы I?
- Что такое конъюгация хромосом, когда она происходит и каково ее значение?
- Сколько хроматид участвует в перекресте?
- Какие хромосомы расходятся в анафазе II?
- Сколько клеток получается в результате мейоза?
- Каким становится набор хромосом в каждой клетке, образовавшейся при мейозе, и сколько хроматид в каждой хромосоме?
- Какова сущность мейоза I и мейоза II?
- В чем отличие митоза от мейоза?
Приложение 2.
Выполните контрольную работу
Контрольная работа «мейоз»
- Какой тип деления клеток не сопровождается уменьшением набора хромосом (мейоз, митоз)?
- Какое деление клеток характерно для соматических клеток (амитоз, митоз, мейоз)?
- Какой набор хромосом получается при митотическом делении диплоидного ядра (гаплоидные, диплоидный)?
- Сколько хроматид в хромосоме к началу профазы (одна, две)?
- Сколько хроматид в хромосоме к концу митоза (одна, две)?
- Сколько клеток образуется в результате митоза (одна, две, три, четыре)?
- Какое деление сопровождается уменьшением числа хромосом в клетке в два раза (митоз, амитоз, мейоз)?
- В какой фазе мейоза происходит конъюгация хромосом (профаза 1, метафаза 1, профаза 2)?
- В результате какого типа деления клетки получаются гаплоидные клетки (митоз, мейоз, амитоз)?
- Какой набор хромосом будет в клетках после деления, если в материнской было 6 хромосом (при митозе, при мейозе)?
Приложение 3.
Заполните таблицу
Сравнение митоза и мейоза.
|
Митоз
|
Мейоз
|
Сходство
|
1.
2.
3.
|
Отличия
|
1.
2.
3.
4.
5.
|
1.
2.
3.
4.
5.
|
Приложение 4
Тестирование: «Мейоз»
Тест 1. Когда при мейозе происходит конъюгация гомологичных хромосом?
- Профаза I.
- Метафаза I.
- Анафаза I.
- Телофаза I.
- Профаза II.
- Метафаза II.
- Анафаза II.
- Телофаза II.
Тест 2. Какой набор хромосом и ДНК в конце 1-го деления мейоза?
- 1n1c.
- 1n2c.
- 1n4c.
- 2n2c.
- 2n4c.
- 4n4c.
Тест 3. Какой набор хромосом и ДНК в конце 2-го деления мейоза?
- 1n1c.
- 1n2c.
- 1n4c.
- 2n2c.
- 2n4c.
- 4n4c.
*Тест 4. На каких стадиях мейоза набор хромосом и ДНК 2n4c?
- Профаза I.
- Метафаза I.
- Анафаза I.
- Телофаза I.
- Профаза II.
- Метафаза II.
- Анафаза II.
- Телофаза II.
Тест 5. На какой стадии мейоза набор хромосом и ДНК 2n2c?
- Профаза I.
- Метафаза I.
- Анафаза I.
- Телофаза I.
- Профаза II.
- Метафаза II.
- Анафаза II.
- Телофаза II.
*Тест 6. На каких стадиях мейоза набор хромосом и ДНК 1n2c?
- Профаза I.
- Метафаза I.
- Анафаза I.
- Телофаза I.
- Профаза II.
- Метафаза II.
- Анафаза II.
- Телофаза II.
Тест 7. На какой стадии мейоза набор хромосом и ДНК 4n4c?
- Профаза I.
- Метафаза I.
- Анафаза I.
- Телофаза I.
- Профаза II.
- Метафаза II.
- Анафаза II.
- Такого набора хромосом и ДНК в норме не может быть.
Тест 8. На какой стадии мейоза набор хромосом и ДНК 1n1c?
- Профаза I.
- Метафаза I.
- Анафаза I.
- Телофаза I.
- Профаза II.
- Метафаза II.
- Анафаза II.
- Телофаза II.
*Тест 9. На каких стадиях мейоза происходит перекомбинация генетического материала?
- Профаза I.
- Метафаза I.
- Анафаза I.
- Телофаза I.
- Профаза II.
- Метафаза II.
- Анафаза II.
- Телофаза II.
Тест 10. В какую стадию мейоза происходит кроссинговер?
- Профаза I.
- Метафаза I.
- Анафаза I.
- Телофаза I.
- Профаза II.
- Метафаза II.
- Анафаза II.
- Телофаза II.
Ответы на задание по теме «Мейоз». Тест 1. 1. Тест 2. 2. Тест 3. 1. *Тест 4. 1, 2, 3. Тест 5. 7. *Тест 6. 4, 5, 6. Тест 7. 8, Тест 8. 8. *Тест 9. 1, 3, 7. Тест 10. 1.
Приложение 5
Работа с карточками у доски:
Запишите номера вопросов, против них – правильные ответы.
- Как называются первое и второе деления мейоза?
- На каких стадиях мейоза происходит перекомбинация генетического материала?
- На каких стадиях мейоза количество хромосом и ДНК равно 2n4с?
- На каких стадиях мейоза количество хромосом и ДНК равно n2c?
- На каких стадиях мейоза количество хромосом и ДНК равно n4с?
- Какой набор хромосом и ДНК в конце 1-го деления мейоза?
- Когда во время мейоза происходит конъюгация и кроссинговер?
- Какой набор хромосом и ДНК в конце 2-го деления мейоза?
- Сколько клеток образуется в результате двух делений мейоза?
|
|