Время занятия - 90 мин.
Место проведения - учебная аудитория
Вид занятия - семинарское занятие
Цели занятия:
- Обучающая:
Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.
- Развивающая:
Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения
- Воспитательная:
Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.
- Методическая
Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.
Задачи:
1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.
2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.
3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.
Цель: создание условий для понимания исторических этапов и условий становления биологии как науки, ее методах, достижениях, вкладе в науку, важнейших открытий, видных ученых, конкретизация и расширение знаний для восприятия науки как единого целого.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Квалификационные требования
К знаниям:
-Студенты должны знать материал по темам: «Краткая история биологии», «Методы биологии».
К умениям:
- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.
- Сопоставлять знания и находить решения.
- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.
Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение», «Формы размножения организмов»
Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, световые микроскопы, магнитная доска, микропрепараты «Клетка».
Оснащение:
- Мультимедийный комплекс
- Дидактический материал: карточки
- Литература:
Основная литература
Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.
Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.
Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.
|
Интернет-ресурсы:
1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.
2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н. http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
|
Обоснование темы
Тема «Краткая история развития биологии. Методы биологии» является одной из ключевых тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Оплодотворение», «Эмбриональное развитие», «Онтогенез», «Закономерности наследования признаков», «Изменчивость» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, медицинская генетика, психология.
Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии. Определить межпредметные связи.
План занятия
№
|
Этап занятия
|
Время
|
Содержание этапа
|
Деятельность
|
преподавателя
|
студента
|
1
|
Организационный
|
3-4
|
Объявление темы, цели занятия
|
Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.
|
Приветствуют преподавателя,
|
Оценка готовности аудитории и студентов
|
Проверяет присутствующих
|
Участвуют в перекличке
|
Характеристика порядка проведения семинарского занятия.
|
Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения
|
Внимательно слушают, задают вопросы
|
2
|
Систематизация знаний
|
5
|
Фронтальный опрос
|
Задает вопросы
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Контроль знаний и умений.
|
75
|
Характеристика порядка проведения практической работы
|
Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации
|
Выполняют работу
|
4
|
Заключи-тельный этап
|
5-6
|
Обобщение, выводы
|
Анализ достижений цели. Оценка работы студентов.
|
Слушают, анализируют, оценивают свою работу
|
Ответы на вопросы студентов
|
Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения
|
Задают вопросы, слушают ответы
|
|
Всего
|
90
|
|
|
|
Приложение 1.
Вопросы для фронтального опроса
- Что изучает биология?
- Что представляет собой современная биология?
- Какие биологические науки вам известны?
- Что изучает общая биология?
- Что изучает эмбриология?
- Что изучает генетика?
- Что изучает гистология?
- Что изучает дарвинизм?
- Что изучает цитология?
- Что изучает микробиология?
- Какие основные этапы развития биологии вы бы выделили?
- Кто автор клеточной теории?
- Кто открыл закономерности наследования признаков?
- Кто открыл структуру ДНК?
- Что такое генная инженерия?
- Раскройте значение биологии для медицины?
- Какова заслуга И.И. Мечникова?
- Какой вклад в развитие биологии и медицины внес Д.И. Ивановский?
- Каково значение биологии для сельского хозяйства?
- Приведите примеры связи биологии с другими науками.
- Какие методы, применяемые в биологии, вам известны?
- В чем заключается метод наблюдение?
- В чем заключается описательный метод в биологии?
- В чем заключается эмпирический метод?
- В чем заключается экспериментальный метод в биологии?
- В чем заключается сравнительный (исторический) метод?
- В чем заключается метод математического моделирования?
- В чем заключается системный метод в биологии?
- В чем заключается метод анализа и синтеза?
- В чем заключается
Приложение 2
Дайте определения понятия.
Биология – это комплексная наука, изучающая все проявления жизни: строение, функции и происхождение живых организмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и другими живыми организмами.
Приложение 3
Составьте схему «Система биологических наук».
Приложение 4
Охарактеризуйте место биологии в системе биологических наук.
Современная биология – это комплексная наука, для которой характерно взаимопроникновение идей и методов различных биологических дисциплин, а также других наук – химии, физики, математики.
Приложение 5
Заполните таблицу «Основные направления развития современной биологии».
Приложение 6
С какими областями практической деятельности человека связана наука биология?
Биология тесно связана с медициной, производством химической продукции, с сельским хозяйством, промышленностью и энергетикой.
Какие жизненно важные проблемы позволяет решать знание биологии?
При помощи биологии открыто множество лекарств и методов лечения болезней, новых веществ для сельского хозяйства и промышленности. Благодаря новым методам исследований стали бурно развиваться как самостоятельные науки биофизика, биохимия, молекулярная биология, радиационная и космическая биология и т.д.
Объясните, почему биологию можно считать наукой будущего?
С помощью знаний биологии человечество сможет решить главную задачу: сохранение биосферы с целью поддержания условий существования и развития цивилизации. Биология – реальная производительная сила и рациональная научная основа отношений между человеком и природой.
Приложение 7
Методы исследования в биологии.
1. Дайте определения понятий.
Наука – одна из сфер человеческой деятельности, цель которой – изучение и познание окружающего мира.
Научный факт – это факт, который можно воспроизвести и подтвердить.
Научный метод – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
2. Какое значение имеет важнейший принцип науки – «Ничего не принимай на веру»?
Главная задача науки – построение системы достоверного знания, основанного на фактах и обобщениях, которые можно подтвердить или опровергнуть. Научные знания постоянно берутся под сомнение и принимаются только после достаточных доказательств.
3. Какое значение для проведения научного исследования имеет гипотеза?
Каждая гипотеза проверяется экспериментально в ходе получения новых научных фактов. Если полученные факты противоречат гипотезе, то она опровергается. Если гипотеза согласуется с фактами и позволяет сделать верные прогнозы, она может стать научной теорией.
4. Чем выводы исследования отличаются от его результата?
Результаты проведенного эксперимента – это новые научные факты, полученные в результате исследования. Вывод исследования – это заключение, на основе полученных фактов, о том, подтверждена гипотеза или же она опровергнута.
5. Какую роль играют прикладные и фундаментальные исследования в биологии?
Основная цель прикладных исследований – обнаружение, интерпретация и развитие методов и систем по совершенствованию человеческих знаний в различных отраслях. Эти методы решают социально-практические проблемы.
Фундаментальные исследования позволяют познавать законы, управляющие природой. Эти законы изучаются «в чистом виде», безотносительно к их возможному использованию.
Приложение 8
Биология как наука. История развития биологии. Методы познания живой природы
1 вариант
I. Биология как наука.
Задания с выбором одного правильного ответа.
1. Физиология изучает:
а) внешнее строение организмов;
б) строение внутренних органов;
в) функционирование внутренних органов;
г) жизнедеятельность организмов.
2. Селекция - это наука о ...
а) закономерностях наследственности и изменчивости;
б) взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания;
в) создании новых и улучшении существующих сортов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
г) клетке.
3. Зоология – это наука о …
а) животных; в) растениях;
б) микроорганизмах; г) грибах.
4. Палеонтология изучает…
а) поведение; в) многообразие организмов;
б) развитие организмов; г) вымерших организмов.
5. Генетика – это наука о …
а) клетке;
б) взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания;
в) создании новых и улучшении существующих сортов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
г) закономерностях наследственности и изменчивости.
II. Краткая история развития биологии.
6. Предложил систему классификации живой природы, ввел бинарную номенклатуру …
а) Жан Батист Ламарк; в) Карл Линней;
б) Леонардо да Винчи; г) Клавдий Голен.
7. Хромосомную теорию наследственности разработал ...
а) Н.И. Вавилов; в) Г. Мендель;
б) Т. Морган; г) А. ван Левенгук.
8. Учение о центрах происхождения и многообразия культурных растений создал ...
а) И. В. Мичурин; в) Н.И. Вавилов;
б) Ч. Дарвин; г) Г.Д. Карпеченко;
9. Сформулировал учение о темпераментах …
а) Клавдий Голен; в) Гиппократ;
б) Уильям Гарвей; г) Грегор Мендель.
10. Заложил основу анатомии человека, которая просуществовала 15 веков ..
а) Ибн Сина; в) Клавдий Голен;
б) Леонардо да Винчи; г) Карл Линней.
11. Заложил основу изучения высшей нервной деятельности
а) Вернадский; в) Павлов;
б) Мечников; г) Сеченов.
12. Мечников Илья Ильич - …
а) основоположник эмбриологии;
б) сформулировали клеточную теорию;
в) создал учение об условных рефлексах;
г) определил появление иммунологии.
13. Установили структуру ДНК …
а) Мечников и Пастер; в) Шванн и Шлейден;
б) Везалий и Гарвей; г) Уотсон и Крик.
III. Методы изучения в биологии.
Вместо точек вставьте название метода.
14. Метод, при применении которого исследователь искусственно создает ситуацию, позволяющую выявить те или иные свойства биологических объектов, - ... .
15. Метод на котором основывается описательный метод, - …..
16. Метод, который позволял в процессе сопоставления объектов выявлять сходство и различия - …...
17. Метод, позволяющий выявить закономерности появления и развития организмов, усложнения их структуры и функций - …. .
18. Во время этого метода часто используют компьютер - ……
Биология как наука. История развития биологии.
Методы познания живой природы
2 вариант
- Биология как наука.
Задания с выбором одного правильного ответа.
1. Ботаника – это наука о ..
а) животных; в) растениях;
б) микроорганизмах; г) грибах.
2.Цитология – это наука о …
а) взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания;
б) клетке;
в) создании новых и улучшении существующих сортов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
г) закономерностях наследственности и изменчивости.
3. Закономерности наследственности и изменчивости изучает:
а) экология; в) этология;
б) генетика; г) геология.
4. Анатомия изучает:
а) строение внутренних органов;
б) внешнее строение организмов;
в) функционирование внутренних органов;
г) жизнедеятельность организмов.
5. Индивидуальное развитие организмов изучает наука ..
а) этология; в) экология;
б) эмбриология; г) энтомология.
II. Краткая история развития биологии.
6. Луи Пастер - ...
а) основоположник микробиологии и определил появление иммунологии;
б) создатель клеточной теории;
в) основоположник эмбриологии;
г) создатель теории гена.
7. Первый ученый, создавший научную медицинскую школу ..
а) Клавдий Голен; в) Гиппократ;
б) Уильям Гарвей; г) Грегор Мендель.
8. Первым формулировал теорию эволюции живого мира
а) Жан Батист Ламарк; в) Клавдий Голен;
б) Леонардо да Винчи; г) Карл Линней.
9. Сформулировали клеточную теорию ..
а) Мечников и Пастер; в) Шванн и Шлейден;
б) Везалий и Гарвей; г) Уотсон и Крик.
10. Учение о биосфере принадлежит…..
а) Сеченову; в) Павлову;
б) Мечникову; г) Вернадскому.
11. Создал учение об условных рефлексах ...
а) Вернадский; в) Павлов;
б) Мечников; г) Сеченов.
12. Открыл антибиотики ..
а) Френсис Крик; в) Иван Шмальгаузен;
б) Джеймс Уотсон; г) Александер Флеминг.
13. Леонардо да Винчи - …
а) заложил основу анатомии человека, которая просуществова- ла 15 веков;
б) заложил основу современной научной иллюстрации;
в) сформулировал учение о темпераментах.
III. Методы изучения в биологии.
Вместо точек вставьте название метода.
14. Благодаря этому методу были заложены основы систематики растений и животных, создана клеточная теория - ….
16. Этот метод позволяет сравнить существующие факты с данными, известными ранее - ……. .
17. Метод, позволяющий воспроизвести такие экспериментальные условия, которые в реальности воссоздать порой не представляется возможным - … .
18. Метод основывается на сборе фактического материала и его описание - …. .
19. Во время этого метода исследователь искусственно создает ситуацию - …. .
Ответы:
1 вариант
I.
1. в
2. в
3. а
4. г
5. г
II.
6. в
7. б
8. в
9. в
10. в
11. г
12. г
13. г
III.
19. наблюдение
20. сравнительный
21. исторический
22. моделирование
2 вариант
I.
1. в
2. б
3. б
4. а
5. б
II.
6. а
7. в
8. а
9. в
10. г
11. в
12. г
13. б
III.
14. исторический
15. моделирование
16. наблюдение и описание
17. эксперимент
Полный текст материала в прикрепленном файле:
(270.0Kb)
|