Время занятия - 90 мин.
Место проведения - учебная аудитория
Вид занятия - семинарское занятие
Цели занятия:
- Обучающая:
Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.
- Развивающая:
Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения
- Воспитательная:
Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.
- Методическая
Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.
Задачи:
1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.
2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.
3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.
Цель: создание условий для развития и закрепления понятий, конкретизация и расширение знаний по теме «Химический состав клетки».
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Квалификационные требования
К знаниям:
-Студенты должны знать материал по темам: «Химический состав клетки», «Функции веществ в клетке».
К умениям:
- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.
- Сопоставлять знания и находить решения.
- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.
Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Обмен веществ и энергии», «Фотосинтез», «Биологический синтез белка».
Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, световые микроскопы, магнитная доска, микропрепараты «Клетка».
Оснащение:
- Мультимедийный комплекс
- Дидактический материал: карточки
- Литература:
Основная литература
Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.
Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.
Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.
|
Интернет-ресурсы:
1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.
2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н. http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
|
Обоснование темы
Тема «Химический состав клетки» является одной из ключевых тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Оплодотворение», «Эмбриональное развитие», «Онтогенез», «Закономерности наследования признаков», «Изменчивость» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, медицинская генетика, психология.
Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии. Определить межпредметные связи.
План занятия
№
|
Этап занятия
|
Время
|
Содержание этапа
|
Деятельность
|
преподавателя
|
студента
|
1
|
Организационный
|
3-4
|
Объявление темы, цели занятия
|
Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.
|
Приветствуют преподавателя,
|
Оценка готовности аудитории и студентов
|
Проверяет присутствующих
|
Участвуют в перекличке
|
Характеристика порядка проведения семинарского занятия.
|
Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения
|
Внимательно слушают, задают вопросы
|
2
|
Систематизация знаний
|
5
|
Фронтальный опрос
|
Задает вопросы
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Контроль знаний и умений.
|
75
|
Характеристика порядка проведения практической работы
|
Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации
|
Выполняют работу
|
4
|
Заключи-тельный этап
|
5-6
|
Обобщение, выводы
|
Анализ достижений цели. Оценка работы студентов.
|
Слушают, анализируют, оценивают свою работу
|
Ответы на вопросы студентов
|
Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения
|
Задают вопросы, слушают ответы
|
|
Всего
|
90
|
|
|
|
Приложение 1.
Вопросы для фронтального опроса
- Какие химические элементы входят в состав клетки?
- Какие неорганические вещества входят в состав клетки?
- Каково значение воды для жизнедеятельности клетки?
- Какие соли входят в состав клетки?
- Каково значение для клетки солей азота, фосфора, калия, натрия?
- В чем разница между органическими и неорганическими веществами?
- Какие органические вещества входят в состав клетки?
- Что такое денатурация белка?
- Какие функции белков вам известны?
- Сколько видов аминокислот входит в состав белка?
- Какие функции жиров вам известны?
- Где синтезируется АТФ в клетке?
- Каково значение АТФ в жизнедеятельности клетки?
- Что такое микроэлементы? Приведите примеры и охарактеризуйте их биологическую роль?
- Какие элементы называются биоэлементами? Почему?
- Что такое буферность? Какие вещества обуславливают буферные свойства клетки?
- Что такое первичная структура белка?
- Укажите функции углеводов?
- Что такое нуклеиновые кислоты?
- Какие типы нуклеиновых кислот вы знаете?
- Чем отличаются по строению молекулы ДНК и РНК?
- Какие виды РНК имеются в клетке?
- Что такое «комплементарность»?
Приложение 2
Выполните контрольную работу
- Какие химические элементы входят в состав любых клеток (О, С, Н, К, Р, N)?
- Какие соединения называются органическими (содержащие углерод, содержащие азот, содержащие серу)?
- Какие вещества являются мономерами белка (глюкоза, аминокислоты, жирные кислоты, глицерин)?
- Что происходит при денатурации белка (скручивание молекулы белка, раскручивание молекулы белка)?
- Какие углеводы характерны для животных клеток (крахмал, целлюлоза, гликоген)?
- Какие углеводы являются полисахаридами (глюкоза, рибоза, целлюлоза, крахмал)?
Приложение 3
Заполните пустые строчки. Заполните таблицу. Приведите примеры.
Элементарный состав клетки.
Кислород- ________ Сера - _________
Углерод - ________ Фосфор - _________
Водород - ________ 98% Калий - _________
Азот - ________ Хлор – _________ 1,9%
Кальций – _________
Магний – _________
Натрий – _________
Железо - _________
Все остальные элементы – 0,1%.
Приложение 4
Заполните таблицу
Химические соединения клетки
Соединения
|
Содержание %
|
Функция
|
Вода
|
|
|
Соли
|
|
|
Белки
|
|
|
Липиды
|
|
|
Углеводы
|
|
|
Нуклеиновые кислоты
|
|
|
АТФ и другие низкомолекулярные соединения
|
|
|
Приложение 5
Выполните задание. Допишите текст.
Белки - это ....
Структура белков
Первичная -
|
Вторичная -
|
Третичная -
|
Четвертичная -
|
|
|
|
|
Функции белков
Функции
|
Примеры
|
Энергетическая
|
|
Строительная
|
|
Защитная
|
|
Регуляторная
|
|
Липиды - это ....
Функции липидов
Функции
|
Примеры
|
Энергетическая
|
|
Строительная
|
|
Защитная
|
|
Регуляторная
|
|
Углеводы - это ...
Функции углеводов
Функции
|
Примеры
|
Энергетическая
|
|
Строительная
|
|
Защитная
|
|
Регуляторная
|
|
Приложение 6
Заполните таблицу
Сравнение РНК и ДНК
|
ДНК
|
РНК
|
Структура
|
|
|
Количество цепей
|
|
|
Азотистые основания в нуклеотидах
|
|
|
Моносахариды в нуклеотидах
|
|
|
Способ синтеза
|
|
|
Функции
|
|
|
|