Время занятия - 90 мин.
Место проведения - учебная аудитория
Вид занятия - семинарское занятие
Цели занятия:
- Обучающая:
Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.
- Развивающая:
Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения
- Воспитательная:
Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.
- Методическая
Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.
Задачи:
1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.
2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.
3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Квалификационные требования
К знаниям:
-Студенты должны знать материал по темам: «Свойства живых организмов», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Онтогенез», «Наследование признаков».
К умениям:
- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.
- Сопоставлять знания и находить решения.
- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.
Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение», «Формы размножения организмов»
Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, магнитная доска.
Оснащение:
- Мультимедийный комплекс
- Дидактический материал: карточки
- Литература:
Основная литература
Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.
Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.
Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.
|
Интернет-ресурсы:
1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.
2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н. http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
|
Обоснование темы
Тема «Изменчивость» является одной из важнейших тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Деление клетки», «Эмбриональное развитие», «Изменчивость» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, медицинская генетика, психология.
Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии, определить межпредметные связи.
План занятия
№
|
Этап занятия
|
Время
|
Содержание этапа
|
Деятельность
|
преподавателя
|
студента
|
1
|
Организационный
|
3-4
|
Объявление темы, цели занятия
|
Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.
|
Приветствуют преподавателя,
|
Оценка готовности аудитории и студентов
|
Проверяет присутствующих
|
Участвуют в перекличке
|
Характеристика порядка проведения семинарского занятия.
|
Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения
|
Внимательно слушают, задают вопросы
|
2
|
Систематизация знаний
|
5
|
Фронтальный опрос
|
Задает вопросы
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Контроль знаний и умений.
|
75
|
Характеристика порядка проведения практической работы
|
Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации
|
Выполняют работу
|
4
|
Заключи-тельный этап
|
5-6
|
Обобщение, выводы
|
Анализ достижений цели. Оценка работы студентов.
|
Слушают, анализируют, оценивают свою работу
|
Ответы на вопросы студентов
|
Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения
|
Задают вопросы, слушают ответы
|
|
Всего
|
90
|
|
|
|
Приложение 1.
Вопросы для фронтального опроса
Приложение 2
Тестирование:
Какие из приведенных примеров доказывают существование
модификационной изменчивости?
1. Рождение ребенка с шестью пальцами на одной руке.
2. Возникновение белоцветковой розы среди ярко - красных на одном кусте.
3. Появление в семействе тигров тигренка с белой шерстью и небольшим числом темных полос.
4. При содержании телят в холодном помещении шерстный покров стал более густым.
5. Зацвела срезанная и принесенная в комнату веточка вишни в марте.
6. Образовалось большое количество завязей плодов томата после подкормки этих растений микроудобрениями.
7. Увеличились надои молока у коров, переведенных из коровника на летнее пастбище.
8. Среди длинноногих щенков дога появился один с очень короткими ножками.
9. У одного растения душистого табака из почки вырос необычной побег с красивыми полосатыми листьями.
10. Среди четырех щенков колли один не имел шерсти и зубы у него оказались недоразвитыми.
11. У сизого голубя родился птенец с оперенными ногами и перепонкой между пальцами.
12. При хорошем уходе у растений томата одного и того же сорта на одной грядке образовались очень крупные плоды, на другой при плохом уходе — мелкие.
13. При выращивании картофеля в затененном месте на приусадебном участке появились растения с очень высокими побегами.
14. Один из щенков овчарки, оттесняемый часто от миски с кормом своими братьями, начал отставать от них в росте и развитии.
Правильные ответы: 4, 5, 6, 7, 12, 13, 14.
Взаимопроверка. Озвучивание примеров модификационной изменчивости.
Приложение 3
Тест по теме «Наследственная изменчивость человека».
Уровень А.
В предложенных заданиях выберите только один наиболее правильный ответ.
1. Изменчивость – это…
а) свойство организмов передавать особенности строения, функционирования и развития своему потомству;
б) конкретный способ передачи наследственной информации в поколениях;
в) свойство организмов приобретать новые признаки, отличающие их от других особей своего вида.
2. Набор половых хромосом у мужчины:
а) ХУ;
б) ХХ;
в) ХО.
3. Признак, не сцепленный с полом
а) дальтонизм;
б) цвет волос;
в) гемофилия.
4. Фенотип – это совокупность…
а) всех генов организма;
б) признаков и свойств организма, проявляющихся при взаимодействии со средой обитания;
в) генов у особей данной популяции или вида.
5. Мутационная изменчивость связана:
а) с изменениями в хромосомах;
б) с изменениями в генах;
в) верны все ответы.
6. При изучении наследственной изменчивости человека не используют
а) биохимические методы;
б) гибридологический метод;
в) генеалогический метод.
7. Цитогенетический метод основан:
а) на изучении количества и структуры хромосом;
б) на изучении родословных;
в) на изучении особенностей обмена веществ.
8. Человек, относительно которого составляется родословная, называется
а) индивид;
б) пробанд;
в) особь.
9. Для изучения модификационной изменчивости человека большую роль играет изучение
а) идентичных близнецов;
б) неидентичных близнецов;
в) сиамских близнецов.
10. Носителями рецессивного гена заболевания, сцепленного с полом (но не болеющие им) чаще всего бывают
а) мужчины;
б) женщины;
в) и мужчины, и женщины.
Уровень В.
1. Вставьте в предложения недостающую информацию
Набор хромосом человека состоит из _______________ пар.
Причиной синдрома Дауна является присутствие _________________ хромосомы.
Человек с кариотипом ХО болен синдромом _______________________
2. Выберите все правильные ответы из предложенных вариантов:
Сцепленными с полом признаками человека являются
а) альбинизм;
б) курчавость волос;
в) дальтонизм;
г) полидактилия;
д) гемофилия.
Гибридологический метод не используется в генетике человека по причинам:
а) его неэффективности;
б) в связи с малым числом потомков;
в) по этическим соображениям;
г) в связи с редкой сменой поколений.
Уровень С.
Решите задачу:
Пробанд – нормальная женщина – имеет пять сестер, две из которых идентичные близнецы, две – неидентичные близнецы. Все сестры имеют шесть пальцев на руке. Мать пробанда нормальна, а отец – шестипалый. Со стороны матери все предки нормальны. У отца два брата и 4 сестры – все нормально пятипалые. Бабка по линии отца шестипалая. У нее было две шестипалые сестры и одна пятипалая. Дед по линии отца и все его родственники нормально пятипалые.
Составьте схему родословной. Определите вероятность рождения в семье пробанда шестипалых детей при условии, что она выйдет замуж за нормального мужчину.
- Ответы:
Уровни
|
Задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
А
(по 1баллу)
|
в
|
а
|
б
|
б
|
в
|
б
|
а
|
б
|
а
|
б
|
В
(по 2 балла)
|
I
|
II
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
23
|
лишней 21
|
Шерешевского - Тернера
|
в, д
|
б, в, г
|
С
(4 балла)
|
По одному баллу за каждый критерий:
|
1. Верно составлена схема родословной
|
2. Верно определен характер наследования признака
|
3. Верно определены генотипы
|
4. Дан четкий ответ на поставленный вопрос
|
Показатели структурного анализа результатов.
Показатели
|
В каких заданиях проверялись
|
уровень
|
номер задания
|
Знания:
1) терминов
|
А
|
1, 4, 8
|
В
|
I - 3
|
2) характера наследования признаков и наследственных заболеваний человека
|
А
|
2, 3, 10
|
В
|
I – 1, I – 2, II – 1
|
3) особенностей методов изучения наследственной изменчивости человека
|
А
|
6, 7, 9
|
В
|
II – 2
|
4) причины появления наследственной изменчивости человека
|
А
|
5
|
Умения:
1) решать тестовые задания с выбором одного ответа
|
А
|
все
|
2) решать тестовые задания с выбором нескольких ответов
|
В
|
II
|
3) решать тестовые задания открытого типа
|
В
|
I
|
4) характеризовать методы изучения наследственной изменчивости человека
|
В
|
II - 2
|
5) а. составлять родословную
|
С
|
5) б. определять характер наследования признака
|
5) в. определять генотип действующих лиц
|
5) г. определять вероятность наследования признака
|
|