Время занятия - 90 мин.
Место проведения - учебная аудитория
Вид занятия - семинарское занятие
Цели занятия:
- Обучающая:
Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.
- Развивающая:
Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения
- Воспитательная:
Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.
- Методическая
Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.
Задачи: углубить знания о биологическом прогрессе и регрессе, охарактеризовать три главных пути достижения биологического прогресса, подчеркнув, что в ходе эволюции эти пути закономерным образом сочетались и сменяли друг друга, на конкретных примерах растительного и животного мира рассмотреть характерные черты каждого из путей достижения биологического прогресса. Продолжить развитие интеллектуальных умений через развитие биологических задач, требующих логического мышления. Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Воспитание бережного отношения ко всему живому, культуры труда, навыков общения и взаимоуважения.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
1. По источнику знаний:
Объяснительно-иллюстративные - рассказ, самостоятельная работа с учебником, беседа, демонстрация таблиц.
Репродуктивные – составление схем, таблиц, решение биологических задач, выполнение тестовых заданий
2. По характеру деятельности учителя - проблемные.
3. По характеру деятельности учащихся – частично-поисковые
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Квалификационные требования
К знаниям:
-Студенты должны знать материал по темам: «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Онтогенез», «Наследование признаков», «Изменчивость».
К умениям:
- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.
- Сопоставлять знания и находить решения.
- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.
Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение», «Формы размножения организмов», «Изменчивость», «Селекция».
Оснащение:
иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, световые микроскопы, микропрепараты, дидактический материал: карточки, таблица Основные пути эволюционного процесса.
- Литература:
Основная литература
Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.
Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.
Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.
|
Интернет-ресурсы:
1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.
2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н. http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
|
Обоснование темы
Тема «Главные направления эволюции органического мира» является одной из важнейших тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Изменчивость», «Наследование признаков», «Селекция» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, генетика, психология.
Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии, определить межпредметные связи.
План занятия
№
|
Этап занятия
|
Время
|
Содержание этапа
|
Деятельность
|
преподавателя
|
студента
|
1
|
Организационный
|
3-4
|
Объявление темы, цели занятия
|
Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.
|
Приветствуют преподавателя,
|
Оценка готовности аудитории и студентов
|
Проверяет присутствующих
|
Участвуют в перекличке
|
Характеристика порядка проведения семинарского занятия.
|
Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения
|
Внимательно слушают, задают вопросы
|
2
|
Систематизация знаний
|
5
|
Фронтальный опрос
|
Задает вопросы
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Контроль знаний и умений.
|
75
|
Характеристика порядка проведения практической работы
|
Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации
|
Выполняют работу
|
4
|
Заключи-тельный этап
|
5-6
|
Обобщение, выводы
|
Анализ достижений цели. Оценка работы студентов.
|
Слушают, анализируют, оценивают свою работу
|
Ответы на вопросы студентов
|
Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения
|
Задают вопросы, слушают ответы
|
|
Всего
|
90
|
|
|
|
Приложение 1
Вопросы для фронтального опроса
Выберите правильный ответ.
А)
1. Как называется период развития организма от зиготы до отмирания (филогенез, онтогенез)?
2. Какие признаки развития являются филогенетическими у животных (одноклеточная стадия, бластула, гаструла, покровительственная окраска, плавательные перепонки) и растений (одноклеточная стадия, однородные клетки зародыша, наличие хлоропластов, насекомоопыление)?
3. Какие изменения черт строения растений являются ароморфозами (многоклеточность, наличие побега, цветка, плода, ветроопыление, насекомоядность)?
4. Какие изменения черт строения животного являются ароморфозами (многоклеточность, легочное дыхание, форма тела, теплокровность, двойное дыхание)?
5. Какие черты строения свидетельствуют о морфофизиологическом регрессе (внеорганизменое пищеварение, утрата органов пищеварения, утрата глаз, Лишение хлорофилла, редукция корней)?
6. Свидетельствует ли морфофизиологический регресс о биологическом регрессе (да, нет)?
7. Какие органы являются гомологичными у животных (рука, лапа, крыло, ласт, хвост), у растений (корнеплод, клубень, корневище, луковица)?
8. Какие органы являются аналогичными у животных (крыло стрекозы, крыло летучей мыши, крыло птицы, рука, плавник), и какие у растений (усики гороха, усики огурца, усы земляники)?
Б)
1. Когда началась биологическая история Земли (свыше 6 млрд., 6 млрд., 3,5 млрд., лет тому назад)?
2. Где возникли первые органические соединения (в недрах Земли, в первичном океане, в первичной атмосфере)?
3. Что явилось предпосылкой возникновения первичного океана (охлаждение атмосферы, опускание суши, появление подземных источников)?
4. Какие первые органические вещества возникли в водах океана (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)?
5. Какими свойствами обладали коацерваты (рост, обмен веществ, размножение)?
6. Какие свойства присущи пробионту (обмен веществ, рост, размножение)?
7. Какой способ питания был у первых живых организмов (автотрофный, гетеротрофный)?
8. Какой способ питания появился у хемотрофных и фототрофных организмов (автотрофный, гетеротрофный)?
9. Какие органические вещества возникли с появлением фотосинтезирующих бактерий (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)?
10. Возникновение каких организмов создало условия для развития животного мира (бактерии, сине-зеленые водоросли, зеленые водоросли)?
Приложение 2
Задание для самостоятельной работы.
Прочитать текст учебника, дать краткую характеристику одному из путей достижения биологического прогресса
1.Ароморфоз
2.Идиоадаптация
3.Общая дегенерация
Запишите определение направлений в тетрадь
Приложение 3
Выпишите сначала буквы, стоящие возле описания признаков ароморфозов, затем – идиоадаптаций речного окуня:
1)замкнутая кровеносная система;
2)наличие внутреннего скелета;
3)наличие плавников;
4)тело покрыто слизью;
5)жаберное дыхание;
6)орган боковой линии;
7)наличие головного и спинного мозга;
8)чешуя располагается от головы к хвосту;
9)покровительственная окраска;
10)обтекаемая форма тела.
Ответы:
А - 1,2, 5, 7
И – 3, 4, 6, 8,9, 10
Приложение 4
Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации?
1)ячеистые легкие у рептилий;
2)первичная кора головного мозга у рептилий;
3)голый хвост у бобра;
4)отсутствие конечностей у змей;
5)отсутствие корней у повилики;
6)возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий;
7)молочные железы у млекопитающих;
8)образование ластов у моржей;
9)отсутствие кровеносной системы у цепней;
10) отсутствие потовых желез у собак.
Ароморфозы
|
Идиоадаптации
|
Дегенерация
|
1. 2. 6, 7,
|
3. 4. 8. 10
|
5, 9,
|
Приложение 5
Контроль знаний.
Главные направления эволюции животных.
- Появление двусторонней симметрии.
- Втягивающие когти у кошачьих.
- Крючковатый клюв у орла.
- Появление многоклеточности.
- Наличие плавательных перепонок на лапках водоплавающих птиц
- Появление полового размножения
- Отсутствие кишечника у свиного цепня.
- Наличие хорошо развитой нервной системы
- Покровительственная окраска
- Появление теплокровности.
Ответы
Эволюция животных
Ароморфозы
|
Идиоадаптации
|
Дегенерация
|
1, 4.6, 8. 10
|
2,3, 5, 9
|
7
|
Главные направления эволюции растений.
- Появление цветка у покрытосеменных
- Образование семени
- Появление фотосинтеза
- Наличие крылышек у семян клена
- Яркая окраска венчика у цветка
- Появление полового размножения
- Опушенные листья у герани
- Отсутствие вегетативных органов у раффлезии
- Появление органов у растений
- Отсутствие корневой системы у повилики, в связи с паразитизмом.
Ответы:
Эволюция растений
Ароморфозы
|
Идиоадаптации
|
Дегенерация
|
1,2,3, 6, 9
|
4,5,7,
|
8,10
|
Приложение 6
Рассмотрите схему, отображающую основные направления эволюции органического мира. Покажите стрелками взаимосвязь процессов.
Приложение 7
Заполните таблицу.
Характеристика этапов эволюционного процесса
Этапы
эволюционного
процесса
|
Где протекают
|
К чему приводят
|
Движущие силы
|
Микроэволюция
|
|
|
|
Макроэволюция
|
|
|
|
Заполните таблицу.
Сравнительная характеристика процессов дивергенции и конвергенции
Название
процесса
|
Краткая характеристика
|
Причины сходства признаков
|
Причины различия признаков
|
Чем обусловлено действие процессов
|
Значение процессов для эволюции
|
Дивергенция
|
|
|
|
|
|
Конвергенция
|
|
|
|
|
|
Приложение 8
Заполните таблицу, поставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:
А – ароморфоз, И – идиоадаптация, Д – дегенерация
Главные направления эволюции животных
Приспособительные признаки, возникающие в ходе эволюции
|
Направления эволюции
|
1. Возникновение многоклеточности
|
|
2. Возникновение полового процесса
|
|
3. Возникновение хорды
|
|
4. Образование позвоночника
|
|
5. Образование пятипалых конечностей
|
|
6. Образование ластов
|
|
7. Образование цепкого хвоста (у обезьян)
|
|
8. Образование у земноводных трехкамерного сердца
|
|
9. Образование у земноводных двух кругов кровообращения
|
|
10. Возникновение теплокровности
|
|
11. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных
|
|
12. Усложнение головного мозга
|
|
13. Увеличение массы головного мозга
|
|
14. Переход к внутреннему оплодотворения у позвоночных
|
|
15. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)
|
|
16. Утрата конечностей (у китов)
|
|
17. Утрата густого шерстяного покрова (у слонов)
|
|
18. Утрата органов пищеварения (у цепня)
|
|
19. Образование хобота у слона
|
|
20. Удлинение шеи у жирафа
|
|
Приложение 9
Заполните таблицу, поставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:
А – ароморфоз, И – идиоадаптация, Д – дегенерация
Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции
|
Направления эволюции
|
1. Возникновение хлорофилла
|
|
2. Возникновение фотосинтеза
|
|
3. Дифференциация тела растения на лист, стебель, корень
|
|
4. Возникновение ползучего стебля у земляники
|
|
5. Возникновение полового процесса
|
|
6. Появление проводящей ткани
|
|
7. Появление цветка у покрытосемянных
|
|
8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса)
|
|
9. Появление плодов у покрытосемянных
|
|
10. Появление семян у голосемянных
|
|
11. Появление лазящего стебля у винограда, плюща
|
|
12. Появление крылышек и волосиков на плодах клена и одуванчика
|
|
13. Появление зацепок на плодах лопуха, череды
|
|
14. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины
|
|
15. Утрата листьев, развитой корневой сосудистой системы и околоцветника у ряски
|
|
16. Утрата корней, хлорофилла и листьев повилики
|
|
17. Утрата тычинок и пестика в краевых цветах соцветия подсолнечника
|
|
18. Появление клубней у дикого картофеля
|
|
Приложение 10
Внимательно прочитайте задание
Дан ряд органов животных:
- Рука шимпанзе 15. Жабры рыбы
- Передние ноги кошки 16. Чешуйки на коже ящерицы
- Хобот слона 17. Панцирь черепахи
- Крыло птицы 18. Перья на теле птиц
- Крыло летучей мыши 19. Чешуйки на теле курицы
- «пятак» свиньи 20. Иголки на теле ежа
- Ласт пингвина 21. Волоски на теле бабочки
- Клешня рака 22. Щупальца осьминога
- Клешня скорпиона 23. Волоски на теле тарантула
- Легкие лягушки 24. Иголки ехидны
- Легкие голубя 25. Верхняя губа и нос лошади
- Трахея плавунца 26. Ласт кита
- Жабры рака 27. Передние ноги лошади
- Жабры беззубки 28. Щупальца гидры
а) Какие из перечисленных органов являются гомологичными рукам человека?
б) Какие из них являются аналогами рук шимпанзе?
в) Какие – гомологи губы и носа кошки?
г) Какие - гомологи легких кошки?
д) Какие – аналоги легких кошки?
е) Какие – гомологи волос кошки?
ж) Какие – аналоги волос кошки?
з) Какие – гомологи панциря речного рака?
|