Время занятия - 90 мин.
Место проведения - учебная аудитория
Вид занятия - семинарское занятие
Цели занятия:
- Обучающая:
Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.
- Развивающая:
Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения
- Воспитательная:
Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.
- Методическая
Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.
Оборудование урока:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
Программные ресурсы:
- офисные технологии (Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Picture Manager);
- разработка мультимедийной презентации.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Квалификационные требования
К знаниям:
-Студенты должны знать материал по темам: «Онтогенез», «Формы взаимоотношений между организмами».
К умениям:
- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.
- Сопоставлять знания и находить решения.
- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.
Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Формы размножения организмов», «Изменчивость».
Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс.
Оснащение:
- Мультимедийный комплекс
- Дидактический материал: карточки
- Литература:
Основная литература
Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.
Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.
Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.
|
Интернет-ресурсы:
1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.
2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н. http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
|
Обоснование темы
Тема «Формы взаимоотношений между организмами» является одной из важнейших тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Изменчивость», «Наследование признаков», «Селекция» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, генетика, психология.
Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии, определить межпредметные связи.
План занятия
№
|
Этап занятия
|
Время
|
Содержание этапа
|
Деятельность
|
преподавателя
|
студента
|
1
|
Организационный
|
3-4
|
Объявление темы, цели занятия
|
Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.
|
Приветствуют преподавателя,
|
Оценка готовности аудитории и студентов
|
Проверяет присутствующих
|
Участвуют в перекличке
|
Характеристика порядка проведения семинарского занятия.
|
Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения
|
Внимательно слушают, задают вопросы
|
2
|
Систематизация знаний
|
5
|
Фронтальный опрос
|
Задает вопросы
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Контроль знаний и умений.
|
75
|
Характеристика порядка проведения практической работы
|
Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации
|
Выполняют работу
|
4
|
Заключи-тельный этап
|
5-6
|
Обобщение, выводы
|
Анализ достижений цели. Оценка работы студентов.
|
Слушают, анализируют, оценивают свою работу
|
Ответы на вопросы студентов
|
Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения
|
Задают вопросы, слушают ответы
|
|
Всего
|
90
|
|
|
|
Приложение 1.
Вопросы для фронтального опроса
1.Ковы основные формы взаимоотношений организмы разных видов?
2.Чем отличается паразитизм от хищничества и комменсализма?
3.В каких типах животного царства встречается наибольшее количество паразитов человека?
4.Какие паразиты называются факультативными, и какие облигатными? Приведите примеры.
5.Какие паразиты называются временными, и какие постоянными? Приведите примеры.
6.Как классифицируются паразиты на основании их пространственных взаимоотношений?
7.В чем заключаются особенности организма хозяина как среды обитания паразитов?
8.Каковы особенности строения и жизнедеятельности большинства паразитических организмов?
9.В чем заключается вредное действие паразита на организм хозяина?
10.Почему паразитарные болезни редко заканчиваются смертью человека?
11.Что называет жизненным циклом паразита?
12.Какой хозяин паразита называется промежуточными, и какой окончательным?
13.Что такое резервуарный хозяин?
14.Что такое трансмесивные болезни?
15.Какие болезни называются антропонозными, и какие зоонозными?
16.Что такое природно-очаговые болезни, и какова структура природного очага?
17.Как проводится профилактика паразитарных болезней?
18.почему профилактику паразитарных болезней необходимо проводить постоянно, даже если в данный местности они не встречаются?
Фронтальный опрос
1.Биотические факторы - это взаимодействие между живыми организмами.
2.Нейтрализм - при котором совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно. Примером нейтрализма могут быть взаимоотношение белки и лося в одном лесу, где они не контактируют друг с другом.
3. Симбиоз - сожительство (от греческого "син" - вместе, "биос" - жизнь) - форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.
4. Антибиоз - при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние.
5. Комменсализм - тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.
6. Протокооперация - совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них.
7. Мутуализм - оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами.
8. Антибиоз - при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние.
9.Хищничество - отношения, при которых представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида.
10. Паразитизм - отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого вида не только как место обитания, но и как источник питания.
11.Конкуренция - это тип взаимодействий, который возникает, если у двух близких видов наблюдаются сходные потребности.
Приложение 2
Распределите пары организмов по типам взаимоотношений заполнив вторую колонку таблицы. Устно объясните свой выбор.
Вид взаимоотношений
|
Примеры
|
Нейтрализм
|
|
Аменсализм
|
|
Внутривидовая конкуренция
|
|
Межвидовая конкуренция
|
|
Протокооперация
|
|
Мутуализм
|
|
Нахлебничество
|
|
Квартиранство
|
|
Хищничество
|
|
Паразитизм
|
|
- Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.
- Аскарида и человек. Аскарида – круглый червь семейства нематод. Паразитирует в желудке кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.
- Ель и сосна. Ель и сосна – растения хвойного леса, которым для осуществления процесса фотосинтеза требуется солнечная энергия и вода почвы, с растворенными в ней минеральными веществами.
- Заяц и крот. Заяц – наземное травоядное животное, крот – подземное насекомоядное животное.
- Плесневые грибки и бактерии. Грибки вырабатывают антибиотики, в присутствии которых жизнедеятельность бактерий подавляется или существенно ограничивается.
- Рябина и дрозд-рябинник. Ягоды рябины являются пищей для птиц. Пройдя кишечный тракт дрозда, оболочка семян частично разрушается, что способствует прорастанию семян.
- Раффлезия и лиана. Раффлезия высасывает соки (воду и питательные вещества) из лиан и поэтому не нуждающееся в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.
- Ель и береза. Ель и береза растения смешенного леса. Когда ель мала, береза выполняет роль дерева-няньки дня теневыносливой и влаголюбивой ели. Когда ель вырастает, она затеняет свою спасительницу.
- Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пищу разные корма.
- Ель и светолюбивые травы. Травы испытывают угнетение, в результате сильного затенения кроной ели.
- Воробей в гнезде скопы. Скопа – рыбоядная птица, но охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в стенках ее гнезда.
- Микориза. Микориза – это связь грибницы гриба и корней дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывая фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.
- Лисица и полевка. Лисица – хищник, питающийся мышевидными грызунами.
- Волк и бабочка-крапивница. Волк – хищное млекопитающее, питающееся в основном позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цветов, а ее личинки – листьями растений.
- Фитонциды хвойных растений и бактерии. Хвойные растения выделяют вещества фитонциды в присутствие которых гибнут болезнетворные растения.
- Лев и птицы – падальщики. Лев – крупное животное, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники-птицы падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы хищников.
- Клубеньковые бактерии и клевер. Бактерии образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание.
Приложение 3
Решите биологические задачи.
- Иногда можно услышать мнение: «Неужели современные техника и наука не может найти средств для уничтожения комаров? От них столько неприятностей людям и животным!» Представим себе, что такое средство найдено. Правильно, ли поступит человек, если воспользуется им? Почему? (Неправильно. Комары занимают определённое место в цепи питания, сообществах организмов. Взрослыми особями, к примеру, питаются птицы, личинками и куколками комаров – водные животные. Полное уничтожение комаров повлечёт за собой необратимое нарушение цепей питания.)
- Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук – листьями деревьев. Какое приспособительное значение для майских жуков имеют эти различия в питании? (Разное питание личинок и взрослых майских жуков уменьшает их конкуренцию за пищу, помогает выживанию вида).
Приложение 4
Закрепление изученного материала
В заключение, выдаются задания каждой группе, чтобы проверить усвояемость материала – после обсуждения они проверяются.
1 группа:
Что такое "симбиоз"?
А – прямое уничтожение жертвы.
В – совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связей с другими видами.
C – форма взаимоотношений, при которых один вид использует другой в качестве источника питания, принося вред хозяину.
Под биотическим фактором понимают:
А – сумму воздействия живых организмов.
В – воздействие человека на организмы.
С – факторы неживой природы.
Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству?
А – на теле хозяина живут вши.
В – волки поедают мелких травоядных.
C – насекомые питаются нектаром цветковых растений.
Азотфтксирующие бактерии относятся к:
А – сапрофитам.
B – симбионтам.
C – паразитам.
В чем суть воздействия особей-конкурентов одного вида друг на друга?
А – в снижении плодовитости.
B – в уменьшении скорости роста популяции.
C – в приобретении новых качеств, способствующих выживанию.
2 группа:
1. Отмершие листья деревьев образуют опад, который служит местом обитания и пищей для многих организмов. К каким факторам относят это явление?
А – антропогенные.
В – биотические.
С – абиотические.
2. Выберите пример паразитизма:
А – береза и гриб подберезовик.
B – повилика и растение.
С – лишайники.
3. Выберите пример конкуренции:
А – акула и рыбы прилипалы.
В – деревья и микоризные грибы.
С – ель в березовом лесу.
4. Совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связи с другим видом, называется:
А – паразитизм.
В – мутуализм.
C – конкуренция.
5. Из перечисленных ниже примеров адаптаций найдите наиболее характерные для хищников:
А – покровительственная окраска.
В – использование убежищ.
C – быстрота реакции.
3 группа:
1. Какой из данных вариантов может быть примером паразитизма?
А – вши, клещи, грибы трутовики.
В – рак отшельник и актиния.
C – береза под пологом елового леса.
2. Волки ежегодно убивают около 25% оленей. К какой форме взаимодействия относится это явление?
А – конкуренция.
В – хищничество.
С – мутуализм.
3. Что определяет наличие конкуренции?
А – ограничение общих ресурсов.
В – избыток общих ресурсов.
C – существует независимо от ресурсов.
4. Выберите пример мутуализма:
А – кедровая сосна и кедровка.
B – береза и гриб трутовик.
C – гриб-фитофтора и картофель.
5. Из перечисленных признаков выберите обязательный для типа взаимоотношения "хозяин-паразит”:
А – тесная связь с хозяином как результат естественного отбора.
В – полное истощение и быстрая смерть хозяина.
С – нанесение вреда хозяину без пользы для себя.
4 группа:
1. Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу. ареал обитания:
А – конкуренция.
В – хищничество.
С – паразитизм.
2. Важное значение для хищников имеет:
А – количество пищи.
В – качество пищи.
С – разнообразие пищи.
3. Какое из перечисленных взаимодействий относятся к симбиозу?
А – воробей поедает червей.
В – кукушка откладывает яйца в гнезда мелких воробьиных.
С – в рубце одного из отделов сложного желудка жвачных животных обитает несколько кг. бактерий.
4. Выберите пример комменсализма:
А- осина и микориза подосиновика.
В-гиены и львы.
С- растения семейства росянковые и насекомые.
5. Выберите из приведенного варианта тип взаимоотношений – конкуренция:
А – рысь и заяц.
В – серая и черная крысы.
C – рыба прилипало и акула.
Приложение 5
Биологические задачи:
1. Состояние биогеоценоза зависит от разнообразия обитающих в нем видов, численности их популяций. В ряде регионов нашей страны истребили волков. Численность каких животных при этом резко возросла? Почему в данных биогеоценозах пострадали многие кустарники, молодые деревца?
Работа в группах.
1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?
Ответ: хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.
2. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки. Но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?
Ответ: в результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшит прорастание семени, а потом вместе с пометом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида.
3. Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит, и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер – хищник». Убедительны ли эти доводы?
Ответ: нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры – здоровых.
4. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?
Ответ: в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.
Приложение № 6
Тестовый контроль
по теме: «Организм как среда обитания паразитов »
1 вариант
1. Как называются взаимоотношения между паразитами?:
1.Анабиоз
2.Симбиоз
3.Паразитизм
4.Сожительство
2. Как называется форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей
1. Протокооперация
2.Симбиоз
3.Паразитизм
4.Сожительство
3. Как называется форма существования, когда один организм использует другого (или его жилище) в качестве места проживания, не причиняя последнему вреда.
1. Протокооперация
2.Симбиоз
3.Паразитизм
4.Сожительство
4. Дайте название форме сожительства ,когда обе популяции никак не влияют друг на друга.
1. Протокооперация
2. Нейтрализм
3.Паразитизм
4.Сожительство
5.Вставить нужный термин?
-----------------, форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.
Тестовый контроль
по теме: «Организм как среда обитания паразитов».
2 вариант
1. Тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.
1. Протокооперация
2. Комменсализм
3.Паразитизм
4.Сожительство
2. Тип взаимоотношений, при котором, оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами.
1. Протокооперация
2. Комменсализм
3.Мутулизм
4.Сожительство
3. Тип взаимоотношений, при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние.
1. Протокооперация
2. Комменсализм
3.Мутулизм
4.Анабиоз
4.Тип взаимоотношений, при которых представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида.
1. Хищничество
2. Комменсализм
3.Мутулизм
4.Анабиоз
5.Вставить нужный термин?
Паразиты живущие в полостях и тканях тела хозяина ------------------?
Эталон ответа:
1 вариант
|
2 вариант
|
1.2.
|
1.2.
|
2.1.
|
2.3.
|
3.4.
|
3.4.
|
4.2.
|
4.1.
|
5.Симбиоз
|
5.Полостные.
|
|