Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS


Наш опрос
Нужен ли сайт педагогу?
Всего ответов: 88

  Рейтинг@Mail.ru  Яндекс.Метрика 
Онлайн всего:
Гостей:
Пользователей:
Качают: файлов
Скорость: kb/s
 





Главная » Файлы » Семинары

Факторы эволюции человека
[ (118.5 Kb) ] 18.05.2014, 19:13

Время занятия     -     90 мин.

Место проведения  -  учебная аудитория

Вид занятия  - семинарское занятие

Цели занятия:

  1. Обучающая:

Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.

  1. Развивающая:

Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения

  1. Воспитательная:

 Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.

  1. Методическая

Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.

 

Задачи:

1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.

2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.

3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.

 

Форма работы: индивидуальная, групповая.

 

Квалификационные требования

К знаниям:

-Студенты должны знать материал по темам: «Изменчивость», «Социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина», «Онтогенез», «Наследование признаков», «Изменчивость».

К умениям:

- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.

- Сопоставлять знания и находить решения.

- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.

 

Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.

Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Оплодотворение», «Формы размножения организмов», «Изменчивость», «Селекция».

Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, магнитная доска.

 

Оснащение:

  1. Мультимедийный комплекс
  2. Дидактический материал: карточки

 

  1. Литература:

 

Основная литература

 

Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.

Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.

Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.

 

 

 

Интернет-ресурсы:

 

1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.

2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н.  http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

 

 

 

Обоснование темы

 

            Тема «Факторы эволюции человека» является одной из важнейших тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Изменчивость», «Наследование признаков», «Селекция» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, генетика, психология.

Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии, определить межпредметные связи.

 

План занятия

 

Этап занятия

Время

Содержание этапа

Деятельность

преподавателя

студента

1

Организационный

3-4

Объявление темы, цели занятия

Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.

Приветствуют преподавателя,

 

Оценка готовности аудитории и студентов

Проверяет присутствующих

Участвуют в перекличке

Характеристика порядка проведения семинарского занятия.

Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения

Внимательно слушают, задают вопросы

2

Систематизация знаний

5

Фронтальный опрос

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

3

Контроль знаний и умений.

75

Характеристика порядка проведения практической работы

Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации

 

Выполняют работу

4

Заключи-тельный этап

5-6

Обобщение,  выводы

Анализ достижений цели. Оценка работы  студентов.

 

Слушают, анализируют, оценивают свою работу

Ответы на вопросы студентов

Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения

Задают вопросы, слушают ответы

 

Всего

90

 

 

 

 

 

Цели урока: формирование научных взглядов на происхождение человека; развитие представлений  об эволюционном единстве живых организмов; воспитание отношения к каждому человеку как уникальному живому организму.

Обеспечение занятия:

1. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

2. Наглядные пособия: электронная презентация «Происхождение человека»

План урока:

1. Организационный момент

2. Положение человека в живой природе

3. Доказательства происхождения от животных

4. Факторы антропогенеза.

5. Древнейшие люди

6. Проверочная работа.

7. Древние люди.

8. Домашнее задание.

 

Ход урока.

1.

Знакомство учащихся с темой, целями и планом урока. (слайды№1, 2)

Цель урока для учащихся: изучить эволюционное развитие человека как часть эволюции органического мира.

Тема урока записывается в тетрадь

2.

Беседа о положении человека в природе (слайд №3), сопровождается записью в тетради.

 

3.

Актуализация знаний о доказательствах эволюции: данные каких биологических наук подтверждают наличие эволюционных процессов?

Ожидаемый ответ: цитология, анатомия, эмбриология, палеонтология, биохимия, биогеография.

Рассматриваются доказательства эволюции человека:

1. Анатомические (слайды №№ 4- 8)

Общий план строения (слайд №5,6)  - строение скелета, мускулатуры, кожи, дополнительно рассмотреть строение кровеносной системы, дыхательной системы и др.

Рудименты (слайд №7)- дополнительно рассказать о «гусиной коже», ушных мышцах, волосяном покрове.

Атавизмы (слайд № 8)

2. Эмбриологические (слайд №9)

Рассмотреть сравнение эмбрионов рыбы, птицы, свиньи, человека. На фотографии зародыша человека отметить жабры, хвост, сегментацию.

3. Цитогенетические (слайды №10, 11)

Рассмотреть кариотипы человека и шимпанзе, отметить сходство, объяснить различие в количестве хромосом, объединением двух в одну у человека. (№ 10)

Рассмотреть опыт по совмещению  ДНК человека и шимпанзе, сравнению белков (гемоглобин) человека и гориллы (№11)

Ученые определили среднюю скорость эволюции отдельных белков, то есть насколько часто меняется нуклеотидная последовательность в генах, контролирующих  эти белки. Сравнивая структуру белков у родственных видов, можно определить, когда по времени разошлись пути их эволюции: чем больше различий, тем дальше по времени отстоят общие предки.  На основании подобных анализов можно построить так называемые генетические или биохимические часы (слайд № 12)

 Общими предками человека и человекообразных обезьян были древесные обезьяны, или дриопитеки, жившие около 20 млн лет назад. Ранее всех от  общей ветви отделились предки гиббонов, около 14 млн лет назад обособились предки орангутанов, около 7 млн лет назад разошлись пути с предками горилл. Ближе всех к человеку находятся шимпанзе. Схема наглядно показывает, что современный человек не произошел от современных обезьян, а имеет с ними общего далекого предка.

4.

Эволюция человека называется антропогенезом. Антропогенез является составной частью макроэволюционных процессов. И в эволюции человека действовали те же самые факторы , что и в эволюции других видов. Но человек существо не только биологическое, но  существо еще и социальное, поэтому наряду с биологическими факторами в антропогенезе немаловажную роль играли факторы социальные. Рассмотрим каждую группу.

I биологические (слайд №18)

Вопросы для обсуждения:

1. Что является материалом эволюции?

2. Каковы движущие силы эволюции?

Справка: Около 8 – 5 млн лет назад на Земле произошли значительные климатические и географические изменения. Оледенение сковало  часть воды Мирового океана, уровень которого значительно понизился. Климат стал более сухим и холодным. В земной коре возникла грандиозная трещина, идущая от Антарктики к Мертвому морю, пересекая Африку. Вследствие этого восточная часть Африки, представлявшая ранее высокое лесистое плато, опустилась и превратилась в саванну – открытую местность, покрытую высокой травой. Те обезьяны, которые остались на возвышенности , продолжали существование на деревьях, обезьяны оказавшиеся в саванне должны были приспосабливаться к жизни на открытой местности.

3. Какой ароморфоз послужил первым шагом на пути от обезьяноподобных существ к человеку? (слайд №19)

4. Какие еще изменения связаны с переходом к движению на двух ногах?

5. Какие преимущества давало прямохождение?

6. К чему привело освобождение руки от передвижения?

II социальные факторы (слайд № 20)

Вопросы для обсуждения:

1. Какими наиболее существенными признаками человек отличается от животных?

2 . Чему способствовала предметная, а затем и орудийная деятельность человека?

3. Какие преимущества человеку дает вторая сигнальная система?

4. Какие преимущества дает человеку жизнь в обществе?

Подведем итоги:

Прямохождение àсвободные рукиàорудийная деятельностьàразвитие интеллекта.

Стадный образ жизниàсовместная деятельностьàречьàобмен информацией, опытом, обучение.

Как результат: меняется стратегия выживания, кроме мускульной силы преимущество получил интеллект, на поздних этапах эволюции от развития мозга зависело, какие  из гомининов выживут, а какие вымрут.

5.

История развития рода Человек делится на три периода (слайд №21)

Древнейшим людям предшествовали обезьяноподобные существа, которые не являлись людьми, но от них произошел род Homo, их назвали австралопитеками. Рассмотрим их подробнее.

 

(слайд №22)

Появились в Африке 5-4млн лет назад. Строение тазовых костей свидетельствует о прямохождении. Имели небольшой череп, объем мозга 410 – 550 см3. Питались растительной пищей (строение челюстей и зубов), и тем, что оставалось от добычи хищников. Существовало несколько видов (слайд №23), один из них, вероятнее всего афарский, дал начало роду Человек. Вымерли около 1,5млн лет назад.

Древнейшие люди(слайд №24)

1. Человек умелый H. habilis  (слайд №25)

Появились 2 – 1,5 млн лет назад. Рост не более 1,5м, вес около 50 кг. Лицо менее выдвинуто вперед по сравнению с австралопитеками, череп более округлый, объем мозга увеличился до 650 см3. При этом сохраняются обезьяньи черты: надглазничные валики, плоский нос, выдающиеся челюсти. Выпуклость внутри черепа говорит о наличии в мозге центра Брока – центра речи. Но вероятно гортань не была способна производить столько же звуков сколько и наша. Изменились конечности: ноги приобрели современную форму, руки стали короче ног, изменилось строение кисти. На стоянках человека умелого найдено множество искусственно обработанных камней – первые примитивные орудия труда. Обработка камня грубая, но тем не менее давала возможность использовать их для резки мяса и дробления костей, обработки шкур. Человек умелый строил несложные укрытия, в отличии от австралопитеков, занимался собирательством и охотой на малую дичь.

2. Человек работающий H. ergaster (слайд №26)

Ископаемый вид людей, появившийся в Африке 1,8 млн лет назад в результате эволюции Homo habilis . Рост 180-190 см. По сравнению с Человеком умелым объём мозга Человека работающего заметно увеличился и составлял в среднем 900 см³, а кроме того, увеличились и его отделы, отвечающие за абстрактное мышление, в частности увеличился размер лобных долей. Одновременно с увеличением лобных долей происходило и увеличение так называемой зоны Брока, ответственной за речь. При переходе от H. habilis произошло два важных изменения:1) Резко увеличились размеры тела. Это связывают непосредственно со вторым изменением, а именно:2) Возросла доля животной пищи в рационе. Традиционно это объясняли тем, что H. ergaster научился более эффективно охотиться на крупную и среднюю дичь. В последнее время, однако, приводятся аргументы в пользу того, что H. ergaster был всё-таки падальщиком, и просто научился более эффективно конкурировать с другими падальщиками.

3. Человек прямоходящий H. erectus (слайд №27)

Появились 1,6 млн лет назад. Рост около 1,8 м, вес как у современных людей. Обнаруженные черепа толстостенные, имеют надглазничный валик, низкий покатый лоб. Но объем мозга увеличился в среднем  до 1100см3. В левом полушарии кроме центра Брока появился центр Вернике, контролирующий понимание речи, то есть человек прямоходящий обладал зачатками речи. Речь нечленораздельна, отсутствует подбородочный выступ.

(слайд № 28) Люди жили группами, занимались охотой и собирательством, сооружали укрытия в виде шалашей или заселяли пещеры. Человек прямоходящий первым начал систематически использовать огонь для обогрева жилищ и приготовления пищи, защиты и охоты. Но скорее всего, добывать огонь не умел.

Вопрос для обсуждения: как использование огня отразилось на строении черепа?

(слайд № 29)усложнилась технология изготовления орудий труда, они стали более удобными и более разнообразными. Главное изобретение – обоюдоострое рубило, похожее на клык животного. (орудие человека умелого имело только один режущий край).

Период существования человека прямоходящего совпал с неоднократно происходящими оледенениями. Уровень океана понижался, между материками обнажались сухопутные перешейки, по ним человек из Африки распространился в Европу и Азию. В изолированных популяциях эволюция шла разными темпами.

(слайд № 30) часто человека прямоходящего называют по наиболее известным находкам.

Вымерли древнейшие люди 200тыс лет назад.

6. Выполнение проверочной работы и обсуждение результатов. (слайд № 31 - 33)

7.

Древние люди(слайд № 34)

 

Появились около 300 тыс лет назад. Одна из находок ископаемых останков была сделана в Германии в долине Неандерталь, поэтому называют древних людей неандертальцами.

Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см), массивным телосложением и большой головой необычной формы. По объёму черепной коробки (1400—1740 см³) они даже превосходили современных людей. Строение голосового аппарата и мозга неандертальцев позволяют сделать вывод о том, что они могли говорить. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Шея короткая и как будто под тяжестью головы наклонена вперёд, руки короткие и лапообразные. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми. (слайд № 35)

В эпоху неандертальцев усложнилась обработка камня, тщательно обрабатывая отщепы, неандертальцы изготавливали более разнообразные и более специализированные орудия (слайд № 36). Наличие каменных и костяных игл говорит о том, что неандертальцы шили одежду из шкур животных.

(слайд № 37) Вероятнее всего неандертальцы были хорошими охотниками, так как от успешности охоты зависело их существование. Для охоты также использовались ловушки, что свидетельствует о развитии мыслительной деятельности. Неандертальцы жили группами численностью до 40 человек. Умели не только пользоваться огнем, но и добывать его.  Для них была характерна забота о соплеменниках, они оказывали друг другу медицинскую помощь - при анализе 36 скелетов неандертальцев, имеющих переломы, только у 11 результаты лечения перелома признаны неудовлетворительными. Это показывает, что уже на таком уровне развития эффективность медицинской помощи при переломах превышала 70 %, первобытные люди знали о переломах и умели их лечить.

(слайд № 38) Неандертальцы первыми начали хоронить своих соплеменников.  Во Франции было обнаружено неглубокое захоронение со скелетом в позе эмбриона, покрытым красной накидкой. Рядом с телом были оставлены инструменты, цветы, яйца и мясо, что может свидетельствовать о вере в загробную жизнь и наличии религиозно-магической практики.  Религиозная практика европейских неандертальцев представлена также «культом медвежьих черепов», что позволяет предполагать существование обрядов охотничьей магии. Наличие зачатков религии говорит о наличии воображения и абстрактного мышления, а это позволяет отнести неандертальцев к виду Человек разумный.

Современные учёные больше не считают неандертальцев предками современных людей, поскольку, согласно данным генетики, прямые предки людей происходят из Африки, которая лежала вне ареала обитания неандертальцев. В 1997 году на основании анализа ДНК первого неандертальца учёные Мюнхенского университета сделали вывод: различия в генах слишком велики, чтобы считать неандертальцев предками кроманьонцев (непосредственных предков современных людей). Это была отдельная  ветвь эволюции, которая в результате жесткой конкуренции с более совершенным видом вымерла около 30 тыс. лет назад.

8.

Домашнее задание: самостоятельно рассмотреть тему «Человеческие расы» и подготовить доклады или электронные презентации.


 

Приложение 1.

 

Вопросы для фронтального опроса

 


 

Приложение 2

 

Внимательно рассмотрите таблицу, отражающую основные этапы эволюции человека. Заполните пустые клеточки.

 

Основные этапы эволюции человека

 

Предки человека (ископаемые формы)

Где и когда жили

Прогрессивные черты во внешнем облике

Прогрессивные черты в образе жизни

Орудия труда

Ископаемые формы – австралопитеки (от лат. Australis- южный, греч. Pithtkos – обезьяна)

Южная и Восточная Африка, Южная Азия,5- 3 млн. лет назад

Рост 120-150 см., объем черепа 500-600 см3

?

В качестве орудий труда пользовались камнями, палками, костями животных

Древнейшие люди- питекантропы (обезьяно-человек)

?

Рост 150 см., объем мозга 900-1000 см3 , лоб низкий, с надбровным валиком; челюсти без подбородочного выступа

Жили первобытными стадами в пещерах, пользовались огнем

Изготовляли примитивные каменные орудия труда, пользовались палками

Древнейшие люди- синантропы (китайский человек)

Китай и др., 400 тыс. лет назад

Рост 150-160 см., объем мозга 850-1220 см3, лоб низкий, с надбровным валиком, нижняя челюсть без подбородочного выступа

Жили стадами, строили примитивные укрытия, пользовались огнем, одевались в шкуры

?

?

Европа, Африка, Средняя Азия, около 150 тыс. лет назад

Рост 155-160 см., объем мозга 1400 см3, извилин мало, лоб низкий, с надбровным  валиком; подбородочный выступ развит слабо

Жили группами в 100 человек в пещерах, пользовались огнем для приготовления пищи, одевались в шкуры. В общении употребляли жесты и примитивную речь. Появилось разделение труда

Изготовляли разнообразные орудия труда из камня и дерева

Первые современные люди- кроманьонцы

Повсеместно, 30-40 тыс. лет назад

Рост 180 см., объем мозга 1600 см3, лоб высокий, без валика, нижняя челюсть с подбородочным выступом

?

Изготовляли разнообразные  орудия труда из камня и дерева

 

Категория: Семинары | Добавил: Админ | Теги: семинары
Просмотров: 2921 | Загрузок: 129 | Рейтинг: 5.0/13
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


 


Новости
[05.12.2012]
Опоздания и как с этим бороться (8)
[30.10.2016]
Онлайн-курс по веб-дизайну (0)
[29.09.2012]
Студенты РМК против курения! Акция: "Обменяй сигарету на конфету!" (0)
[26.11.2013]
К юбилею колледжа (0)
[29.09.2012]
Вручение оскаров (0)
[28.04.2016]
I краевая ярмарка методических идей «От замыслов – к воплощению» (0)
[29.09.2012]
Конкурс "Молодежь Алтая" (3)
[20.11.2012]
Еще одно вручение "Пальмовой ветви" (2)
[29.04.2016]
Научно-практическая конференция " Первые шаги в науку - 2016" (0)
[28.11.2014]
Краевая конференция преподавателей ГиСЭД учреждений СПО и НПО (0)





  Это интересно!









BIOKAN © 2024  Хостинг от uCoz