Время занятия - 90 мин.
Место проведения - учебная аудитория
Вид занятия - семинарское занятие
Цели занятия:
- Обучающая:
Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.
- Развивающая:
Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения
- Воспитательная:
Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.
- Методическая
Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.
Задачи:
1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.
2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.
3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Квалификационные требования
К знаниям:
-Студенты должны знать материал по темам: «Изменчивость», «Социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина», «Онтогенез», «Наследование признаков», «Изменчивость».
К умениям:
- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.
- Сопоставлять знания и находить решения.
- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.
Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Оплодотворение», «Формы размножения организмов», «Изменчивость», «Селекция».
Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, магнитная доска.
Оснащение:
- Мультимедийный комплекс
- Дидактический материал: карточки
- Литература:
Основная литература
Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.
Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.
Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.
|
Интернет-ресурсы:
1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.
2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н. http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
|
Обоснование темы
Тема «Факторы эволюции человека» является одной из важнейших тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Изменчивость», «Наследование признаков», «Селекция» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, генетика, психология.
Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии, определить межпредметные связи.
План занятия
№
|
Этап занятия
|
Время
|
Содержание этапа
|
Деятельность
|
преподавателя
|
студента
|
1
|
Организационный
|
3-4
|
Объявление темы, цели занятия
|
Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.
|
Приветствуют преподавателя,
|
Оценка готовности аудитории и студентов
|
Проверяет присутствующих
|
Участвуют в перекличке
|
Характеристика порядка проведения семинарского занятия.
|
Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения
|
Внимательно слушают, задают вопросы
|
2
|
Систематизация знаний
|
5
|
Фронтальный опрос
|
Задает вопросы
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Контроль знаний и умений.
|
75
|
Характеристика порядка проведения практической работы
|
Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации
|
Выполняют работу
|
4
|
Заключи-тельный этап
|
5-6
|
Обобщение, выводы
|
Анализ достижений цели. Оценка работы студентов.
|
Слушают, анализируют, оценивают свою работу
|
Ответы на вопросы студентов
|
Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения
|
Задают вопросы, слушают ответы
|
|
Всего
|
90
|
|
|
|
Цели урока: формирование научных взглядов на происхождение человека; развитие представлений об эволюционном единстве живых организмов; воспитание отношения к каждому человеку как уникальному живому организму.
Обеспечение занятия:
1. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
2. Наглядные пособия: электронная презентация «Происхождение человека»
План урока:
1. Организационный момент
2. Положение человека в живой природе
3. Доказательства происхождения от животных
4. Факторы антропогенеза.
5. Древнейшие люди
6. Проверочная работа.
7. Древние люди.
8. Домашнее задание.
Ход урока.
1.
Знакомство учащихся с темой, целями и планом урока. (слайды№1, 2)
Цель урока для учащихся: изучить эволюционное развитие человека как часть эволюции органического мира.
Тема урока записывается в тетрадь
2.
Беседа о положении человека в природе (слайд №3), сопровождается записью в тетради.
3.
Актуализация знаний о доказательствах эволюции: данные каких биологических наук подтверждают наличие эволюционных процессов?
Ожидаемый ответ: цитология, анатомия, эмбриология, палеонтология, биохимия, биогеография.
Рассматриваются доказательства эволюции человека:
1. Анатомические (слайды №№ 4- 8)
Общий план строения (слайд №5,6) - строение скелета, мускулатуры, кожи, дополнительно рассмотреть строение кровеносной системы, дыхательной системы и др.
Рудименты (слайд №7)- дополнительно рассказать о «гусиной коже», ушных мышцах, волосяном покрове.
Атавизмы (слайд № 8)
2. Эмбриологические (слайд №9)
Рассмотреть сравнение эмбрионов рыбы, птицы, свиньи, человека. На фотографии зародыша человека отметить жабры, хвост, сегментацию.
3. Цитогенетические (слайды №10, 11)
Рассмотреть кариотипы человека и шимпанзе, отметить сходство, объяснить различие в количестве хромосом, объединением двух в одну у человека. (№ 10)
Рассмотреть опыт по совмещению ДНК человека и шимпанзе, сравнению белков (гемоглобин) человека и гориллы (№11)
Ученые определили среднюю скорость эволюции отдельных белков, то есть насколько часто меняется нуклеотидная последовательность в генах, контролирующих эти белки. Сравнивая структуру белков у родственных видов, можно определить, когда по времени разошлись пути их эволюции: чем больше различий, тем дальше по времени отстоят общие предки. На основании подобных анализов можно построить так называемые генетические или биохимические часы (слайд № 12)
Общими предками человека и человекообразных обезьян были древесные обезьяны, или дриопитеки, жившие около 20 млн лет назад. Ранее всех от общей ветви отделились предки гиббонов, около 14 млн лет назад обособились предки орангутанов, около 7 млн лет назад разошлись пути с предками горилл. Ближе всех к человеку находятся шимпанзе. Схема наглядно показывает, что современный человек не произошел от современных обезьян, а имеет с ними общего далекого предка.
4.
Эволюция человека называется антропогенезом. Антропогенез является составной частью макроэволюционных процессов. И в эволюции человека действовали те же самые факторы , что и в эволюции других видов. Но человек существо не только биологическое, но существо еще и социальное, поэтому наряду с биологическими факторами в антропогенезе немаловажную роль играли факторы социальные. Рассмотрим каждую группу.
I биологические (слайд №18)
Вопросы для обсуждения:
1. Что является материалом эволюции?
2. Каковы движущие силы эволюции?
Справка: Около 8 – 5 млн лет назад на Земле произошли значительные климатические и географические изменения. Оледенение сковало часть воды Мирового океана, уровень которого значительно понизился. Климат стал более сухим и холодным. В земной коре возникла грандиозная трещина, идущая от Антарктики к Мертвому морю, пересекая Африку. Вследствие этого восточная часть Африки, представлявшая ранее высокое лесистое плато, опустилась и превратилась в саванну – открытую местность, покрытую высокой травой. Те обезьяны, которые остались на возвышенности , продолжали существование на деревьях, обезьяны оказавшиеся в саванне должны были приспосабливаться к жизни на открытой местности.
3. Какой ароморфоз послужил первым шагом на пути от обезьяноподобных существ к человеку? (слайд №19)
4. Какие еще изменения связаны с переходом к движению на двух ногах?
5. Какие преимущества давало прямохождение?
6. К чему привело освобождение руки от передвижения?
II социальные факторы (слайд № 20)
Вопросы для обсуждения:
1. Какими наиболее существенными признаками человек отличается от животных?
2 . Чему способствовала предметная, а затем и орудийная деятельность человека?
3. Какие преимущества человеку дает вторая сигнальная система?
4. Какие преимущества дает человеку жизнь в обществе?
Подведем итоги:
Прямохождение àсвободные рукиàорудийная деятельностьàразвитие интеллекта.
Стадный образ жизниàсовместная деятельностьàречьàобмен информацией, опытом, обучение.
Как результат: меняется стратегия выживания, кроме мускульной силы преимущество получил интеллект, на поздних этапах эволюции от развития мозга зависело, какие из гомининов выживут, а какие вымрут.
5.
История развития рода Человек делится на три периода (слайд №21)
Древнейшим людям предшествовали обезьяноподобные существа, которые не являлись людьми, но от них произошел род Homo, их назвали австралопитеками. Рассмотрим их подробнее.
(слайд №22)
Появились в Африке 5-4млн лет назад. Строение тазовых костей свидетельствует о прямохождении. Имели небольшой череп, объем мозга 410 – 550 см3. Питались растительной пищей (строение челюстей и зубов), и тем, что оставалось от добычи хищников. Существовало несколько видов (слайд №23), один из них, вероятнее всего афарский, дал начало роду Человек. Вымерли около 1,5млн лет назад.
Древнейшие люди(слайд №24)
1. Человек умелый H. habilis (слайд №25)
Появились 2 – 1,5 млн лет назад. Рост не более 1,5м, вес около 50 кг. Лицо менее выдвинуто вперед по сравнению с австралопитеками, череп более округлый, объем мозга увеличился до 650 см3. При этом сохраняются обезьяньи черты: надглазничные валики, плоский нос, выдающиеся челюсти. Выпуклость внутри черепа говорит о наличии в мозге центра Брока – центра речи. Но вероятно гортань не была способна производить столько же звуков сколько и наша. Изменились конечности: ноги приобрели современную форму, руки стали короче ног, изменилось строение кисти. На стоянках человека умелого найдено множество искусственно обработанных камней – первые примитивные орудия труда. Обработка камня грубая, но тем не менее давала возможность использовать их для резки мяса и дробления костей, обработки шкур. Человек умелый строил несложные укрытия, в отличии от австралопитеков, занимался собирательством и охотой на малую дичь.
2. Человек работающий H. ergaster (слайд №26)
Ископаемый вид людей, появившийся в Африке 1,8 млн лет назад в результате эволюции Homo habilis . Рост 180-190 см. По сравнению с Человеком умелым объём мозга Человека работающего заметно увеличился и составлял в среднем 900 см³, а кроме того, увеличились и его отделы, отвечающие за абстрактное мышление, в частности увеличился размер лобных долей. Одновременно с увеличением лобных долей происходило и увеличение так называемой зоны Брока, ответственной за речь. При переходе от H. habilis произошло два важных изменения:1) Резко увеличились размеры тела. Это связывают непосредственно со вторым изменением, а именно:2) Возросла доля животной пищи в рационе. Традиционно это объясняли тем, что H. ergaster научился более эффективно охотиться на крупную и среднюю дичь. В последнее время, однако, приводятся аргументы в пользу того, что H. ergaster был всё-таки падальщиком, и просто научился более эффективно конкурировать с другими падальщиками.
3. Человек прямоходящий H. erectus (слайд №27)
Появились 1,6 млн лет назад. Рост около 1,8 м, вес как у современных людей. Обнаруженные черепа толстостенные, имеют надглазничный валик, низкий покатый лоб. Но объем мозга увеличился в среднем до 1100см3. В левом полушарии кроме центра Брока появился центр Вернике, контролирующий понимание речи, то есть человек прямоходящий обладал зачатками речи. Речь нечленораздельна, отсутствует подбородочный выступ.
(слайд № 28) Люди жили группами, занимались охотой и собирательством, сооружали укрытия в виде шалашей или заселяли пещеры. Человек прямоходящий первым начал систематически использовать огонь для обогрева жилищ и приготовления пищи, защиты и охоты. Но скорее всего, добывать огонь не умел.
Вопрос для обсуждения: как использование огня отразилось на строении черепа?
(слайд № 29)усложнилась технология изготовления орудий труда, они стали более удобными и более разнообразными. Главное изобретение – обоюдоострое рубило, похожее на клык животного. (орудие человека умелого имело только один режущий край).
Период существования человека прямоходящего совпал с неоднократно происходящими оледенениями. Уровень океана понижался, между материками обнажались сухопутные перешейки, по ним человек из Африки распространился в Европу и Азию. В изолированных популяциях эволюция шла разными темпами.
(слайд № 30) часто человека прямоходящего называют по наиболее известным находкам.
Вымерли древнейшие люди 200тыс лет назад.
6. Выполнение проверочной работы и обсуждение результатов. (слайд № 31 - 33)
7.
Древние люди(слайд № 34)
Появились около 300 тыс лет назад. Одна из находок ископаемых останков была сделана в Германии в долине Неандерталь, поэтому называют древних людей неандертальцами.
Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см), массивным телосложением и большой головой необычной формы. По объёму черепной коробки (1400—1740 см³) они даже превосходили современных людей. Строение голосового аппарата и мозга неандертальцев позволяют сделать вывод о том, что они могли говорить. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Шея короткая и как будто под тяжестью головы наклонена вперёд, руки короткие и лапообразные. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми. (слайд № 35)
В эпоху неандертальцев усложнилась обработка камня, тщательно обрабатывая отщепы, неандертальцы изготавливали более разнообразные и более специализированные орудия (слайд № 36). Наличие каменных и костяных игл говорит о том, что неандертальцы шили одежду из шкур животных.
(слайд № 37) Вероятнее всего неандертальцы были хорошими охотниками, так как от успешности охоты зависело их существование. Для охоты также использовались ловушки, что свидетельствует о развитии мыслительной деятельности. Неандертальцы жили группами численностью до 40 человек. Умели не только пользоваться огнем, но и добывать его. Для них была характерна забота о соплеменниках, они оказывали друг другу медицинскую помощь - при анализе 36 скелетов неандертальцев, имеющих переломы, только у 11 результаты лечения перелома признаны неудовлетворительными. Это показывает, что уже на таком уровне развития эффективность медицинской помощи при переломах превышала 70 %, первобытные люди знали о переломах и умели их лечить.
(слайд № 38) Неандертальцы первыми начали хоронить своих соплеменников. Во Франции было обнаружено неглубокое захоронение со скелетом в позе эмбриона, покрытым красной накидкой. Рядом с телом были оставлены инструменты, цветы, яйца и мясо, что может свидетельствовать о вере в загробную жизнь и наличии религиозно-магической практики. Религиозная практика европейских неандертальцев представлена также «культом медвежьих черепов», что позволяет предполагать существование обрядов охотничьей магии. Наличие зачатков религии говорит о наличии воображения и абстрактного мышления, а это позволяет отнести неандертальцев к виду Человек разумный.
Современные учёные больше не считают неандертальцев предками современных людей, поскольку, согласно данным генетики, прямые предки людей происходят из Африки, которая лежала вне ареала обитания неандертальцев. В 1997 году на основании анализа ДНК первого неандертальца учёные Мюнхенского университета сделали вывод: различия в генах слишком велики, чтобы считать неандертальцев предками кроманьонцев (непосредственных предков современных людей). Это была отдельная ветвь эволюции, которая в результате жесткой конкуренции с более совершенным видом вымерла около 30 тыс. лет назад.
8.
Домашнее задание: самостоятельно рассмотреть тему «Человеческие расы» и подготовить доклады или электронные презентации.
Приложение 1.
Вопросы для фронтального опроса
Приложение 2
Внимательно рассмотрите таблицу, отражающую основные этапы эволюции человека. Заполните пустые клеточки.
Основные этапы эволюции человека
Предки человека (ископаемые формы)
|
Где и когда жили
|
Прогрессивные черты во внешнем облике
|
Прогрессивные черты в образе жизни
|
Орудия труда
|
Ископаемые формы – австралопитеки (от лат. Australis- южный, греч. Pithtkos – обезьяна)
|
Южная и Восточная Африка, Южная Азия,5- 3 млн. лет назад
|
Рост 120-150 см., объем черепа 500-600 см3
|
?
|
В качестве орудий труда пользовались камнями, палками, костями животных
|
Древнейшие люди- питекантропы (обезьяно-человек)
|
?
|
Рост 150 см., объем мозга 900-1000 см3 , лоб низкий, с надбровным валиком; челюсти без подбородочного выступа
|
Жили первобытными стадами в пещерах, пользовались огнем
|
Изготовляли примитивные каменные орудия труда, пользовались палками
|
Древнейшие люди- синантропы (китайский человек)
|
Китай и др., 400 тыс. лет назад
|
Рост 150-160 см., объем мозга 850-1220 см3, лоб низкий, с надбровным валиком, нижняя челюсть без подбородочного выступа
|
Жили стадами, строили примитивные укрытия, пользовались огнем, одевались в шкуры
|
?
|
?
|
Европа, Африка, Средняя Азия, около 150 тыс. лет назад
|
Рост 155-160 см., объем мозга 1400 см3, извилин мало, лоб низкий, с надбровным валиком; подбородочный выступ развит слабо
|
Жили группами в 100 человек в пещерах, пользовались огнем для приготовления пищи, одевались в шкуры. В общении употребляли жесты и примитивную речь. Появилось разделение труда
|
Изготовляли разнообразные орудия труда из камня и дерева
|
Первые современные люди- кроманьонцы
|
Повсеместно, 30-40 тыс. лет назад
|
Рост 180 см., объем мозга 1600 см3, лоб высокий, без валика, нижняя челюсть с подбородочным выступом
|
?
|
Изготовляли разнообразные орудия труда из камня и дерева
|
|