Время занятия - 90 мин.
Место проведения - учебная аудитория
Вид занятия - семинарское занятие
Цели занятия:
- Обучающая:
Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.
- Развивающая:
Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения
- Воспитательная:
Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.
- Методическая
Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.
Задачи:
1. Развитие речи учащегося, логического мышления и внимания, умения анализировать, сравнивать, выделять главное.
2. воспитание ценностного отношения к жизни, ценности практических знаний.
3. углубление знаний учащихся по данному материалу, активизация познавательной деятельности.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Квалификационные требования
К знаниям:
-Студенты должны знать материал по темам: «Онтогенез», «Наследование признаков», «Изменчивость».
К умениям:
- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.
- Сопоставлять знания и находить решения.
- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.
Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Формы размножения организмов», «Изменчивость», «Селекция».
Оборудование: иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, магнитная доска.
Оснащение:
- Мультимедийный комплекс
- Дидактический материал: карточки
- Литература:
Основная литература
Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.
Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.
Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.
|
Интернет-ресурсы:
1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.
2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н. http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
|
Обоснование темы
Тема «Факторы эволюции» является одной из важнейших тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Изменчивость», «Наследование признаков», «Селекция» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, генетика, психология.
Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии, определить межпредметные связи.
План занятия
№
|
Этап занятия
|
Время
|
Содержание этапа
|
Деятельность
|
преподавателя
|
студента
|
1
|
Организационный
|
3-4
|
Объявление темы, цели занятия
|
Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.
|
Приветствуют преподавателя,
|
Оценка готовности аудитории и студентов
|
Проверяет присутствующих
|
Участвуют в перекличке
|
Характеристика порядка проведения семинарского занятия.
|
Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения
|
Внимательно слушают, задают вопросы
|
2
|
Систематизация знаний
|
5
|
Фронтальный опрос
|
Задает вопросы
|
Отвечают на вопросы
|
3
|
Контроль знаний и умений.
|
75
|
Характеристика порядка проведения практической работы
|
Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации
|
Выполняют работу
|
4
|
Заключи-тельный этап
|
5-6
|
Обобщение, выводы
|
Анализ достижений цели. Оценка работы студентов.
|
Слушают, анализируют, оценивают свою работу
|
Ответы на вопросы студентов
|
Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения
|
Задают вопросы, слушают ответы
|
|
Всего
|
90
|
|
|
|
Приложение 1.
Вопросы для фронтального опроса
Приложение 2
- Внимательно прочитайте задание:
Перечислите различные воззрения на органический мир и заслуги ученых- биологов.
Определите:
а) Какие из перечисленных взглядов и заслуг относятся к Линнею?
б) Что из перечисленного относится к Ламарку?
в) Что из перечисленного относится к Дарвину?
- Виды произошли путем эволюции от ранее живущих видов.
- Виды созданы творцом.
- Виды неизменны, постоянны, вечны, эволюции нет
- Виды не постоянны, медленно изменяются, эволюционируют.
- Многообразие и сходство – результат создания их одним творцом по заранее намеченному плану.
- Многообразие видов – результат эволюции в различных условиях, сходство видов – результат их родства.
- Приспособления (целесообразность) организмов даны им творцом.
- Приспособления (целесообразность) организмов – результат эволюции.
- Приспособления (целесообразность) организмов результат эволюции путем естественного отбора.
- Основная движущая сила эволюции в природе – естественный отбор.
- Основная движущая сила эволюции в природе – стремление организмов к прогрессу, самосовершенствованию.
- Организмы обладают только наследственностью.
- Организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
- Изменчивость организмов (появление у них новых признаков) – результат внешней среды, внутреннего стремления к прогрессу, упражнения или не упражнения органов.
- Изменчивость – результат влияния только среды.
- Внутреннего стремления к прогрессу у организмов нет.
- Организмы обладают изначальной способностью изменятся только целесообразно (любое изменение только полезно для вида).
- Изначальной способностью изменятся только целесообразно организмы не обладают.
- Материалом в процессе эволюции служит только наследственная изменчивость.
- Материалом в процессе эволюции служит любая изменчивость.
- В природе причиной естественного отбора является борьба за существование.
- Впервые разработал искусственную систематику организмов.
- Ввел принцип двойного названия видов.
- Впервые построил систематику животных в восходящем эволюционном порядке.
- Признавал «закон» наследования новых признаков, приобретенных в результате упражнения или неупражнения органов.
- такого «закона» не признавал, не всякий признак наследуется.
- По своему мировоззрению метафизик и идеалист.
- Впервые выступил с критикой метафизических идей в биологии.
- Материалист, опровергал метафизические и идеалистические воззрения на виды.
- Впервые создал эволюционную теорию.
- Впервые создал научную теорию эволюции органического мира.
- Открыл естественные законы живой природы, впервые поставил биологию на научную почву.
-
Приложение 3
ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ.
- В конце 18 века в биологии сложилась конфликтная ситуация, суть которой можно представить так «вид без эволюции» или «эволюция без вида». Опираясь на взгляды Ж. Б. Ламарка и К. Линнея, докажите кто был прав?
- В процессе эволюции важно не бесконечное продолжение жизни индивида, а дальнейшее сохранение вида в целом. Как вы думаете почему?
- Известен такой исторический случай. Фермеры пришли к Дарвину за советом, как повысить урожайность семян клевера. Великий естествоиспытатель ответил: «Разведите как можно больше кошек». Но причем здесь кошки?
- Действие естественного отбора временами сравнимо с трудом скульптора, который отсекает от каменной глыбы все лишнее, получая совершенное произведение – скульптуру. Правдоподобно ли подобное рассуждение?
- Естественный отбор, действуя дивергентно, в окончательном результате может при наличии изоляции привести к образованию новых видов. Как вы думаете, заканчивается ли после этого процесс дивергенции?
Приложение 4
Заполните таблицу, отражающую формы борьбы за существование.
Формы борьбы
|
Примеры из царства животных
|
Примеры из царства растений
|
- Внутривидовая
|
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
|
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
|
- Межвидовая
|
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
|
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
|
3. Борьба с неблагоприятными условиями.
|
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
|
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
|
Приложение 5
Заполните таблицу, отражающую форму отбора. Приведите примеры.
Показатели
|
Искусственный отбор
|
Естественный отбор
|
1. Исходный материал для отбора.
|
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
|
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
|
2. Отбирающий фактор.
|
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
|
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
|
3. Результат отбора.
|
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
|
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
|
4. Формы отбора.
|
______________________
______________________
______________________
______________________
|
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
|
Приложение 6
Выполните задание. Допишите текст. Приведите примеры.
Вид -
Популяция –
Заполните таблицу:
Критерии вида
|
Определение
|
Пример
|
Морфологический
|
|
|
Генетический
|
|
|
Физиологический
|
|
|
Географический
|
|
|
Экологический
|
|
|
Приложение 7
Перечислите ряд явлений органическим мире:
В – вид
Во – популяционные волны
Вз – возникновение нового вида
Д – дивергенция
Е – естественный отбор
И – искусственный отбор
Из – изоляция
Ма – макроэволюция
Ми – микроэволюция
Мн – многообразие видов
|
Му - мутации
Н – нескрещивание с другими
популяциями, подвидами
О - относительная
приспособленность
Ос - особь
П - популяция
Пд - подвид
У – усложнение, повышение организации живых существ.
|
Ответьте на вопросы, используя перечисленные выше явления:
1. Как называется эволюционный процесс в нутрии вида?
|
|
2. Что из перечисленного относится к элементарным эволюционным фактором в микроэволюции?
|
|
3. Что из перечисленного является единственным направляющим эволюционным фактором в микроэволюции?
|
|
4. Какой элементарный фактор является источником нового эволюционного материала для эволюции?
|
|
5. Каким элементарным фактором вызывается случайное и резкое увеличение или уменьшение концентрации генов в популяции?
|
|
6.Как называется резкое колебание численности особей в популяции?
|
|
7. Как называется возникновение преград, воспрепятствующих свободному скрещиванию и смешению популяций одного вида?
|
|
8. Как называется случайное возникновение в популяции у какой – либо особи нового признака в результате изменения гена (ДНК)?
|
|
9. К какому фактору микроэволюции относится нашествие саранчи в некоторые годы?
|
|
10. к какому фактору эволюции относится случайная гибель зверей в районе обширного длительного наводнения?
|
|
11. Как называется эволюционный процесс возникновения нового подвида и далее нового вида популяции?
|
|
12. В какой группе организмов начинается микроэволюция?
|
|
13. Чем завершается микроэволюция?
|
|
14. Что является главным признаком возникновения нового вида?
|
|
15. В чем заключается результат естественного отбора?
|
|
16. Какая форма существования организмов дает начало микроэволюции?
|
|
|