Тема: 1. Предмет общая биология. Сущность, происхождение и уровни организации жизни.
Биология (от греч. bios – жизнь, loqos –наука) изучает жизнь во всех ее проявлениях: строение и развитие организмов, их функции, взаимоотношения друг с другом и с окружающей средой.
Современная биология представляет собой комплекс биологических наук – ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, цитологию, молекулярную биологию, генетику, экологию, биоценологию и др.. Все эти науки подчинены общим законам и закономерностям развития живой природы, которые изучает общая биология.
По сравнению с телами неживой природы – жизнь представляет собой качественно иную форму существования материи. Жизнь характеризуется рядом особенностей. Важнейшие свойства жизни таковы:
1. отграниченность от окружающей среды;
2. обмен веществ;
3. самовоспроизведение себе подобных;
4. изменение и развитие во времени отдельных организмов и видов;
5. раздражимость;
6. саморегуляция, направленная на поддержание постоянства внутренней среды;
7. сложная многоуровневая организация.
В современном органическом мире выделяют неклеточные и клеточные формы жизни. К первым относятся вирусы и фаги. Среди клеток выделяют прокориотические и эукариотические.
Задание:
1. Повторить учебный материал.
2. Ответить на вопросы самоконтроля.
3. Выполните задания.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что отличает живые организмы от тел неживой природы?
2. Перечислите биологические полимеры, входящие в состав живых систем?
3. Какие химические элементы наиболее широко распространены в неживой природе?
4. Из каких химических элементов состоят живые организмы?
5. Чем отличаются обменные процессы в неживой природе от обмена веществ у живых организмов?
6. Каково значение наследственности в поддержании жизни на Земле?
7. Что такое онтогенез?
8. Что такое филогенез
9. Что такое развитие?
10. Что такое раздражимость?
11. Какие существуют формы жизни?
12. Какие особенности организации характерны для вирусов?
13. Какие болезни у человека вызывают вирусы?
14. Что такое бактериофаг?
15. Каково медицинское значение бактериофагов?
16. Что такое прокариоты?
17. Что такое эукариоты?
18. Каковы всеобщие уровни организации жизни?
19. В чем биологическое значение каждого уровня?
20. Раскройте взаимосвязь каждого уровня организации живой материи?
21. Приведите примеры дискретности организации живых систем?
22. Приведите примеры саморегуляции?
23. В чем значение ритмичности процессов жизнедеятельности?
Задания:
Сравнительная характеристика объектов живой и неживой природы.
Критерии (вопросы для сравнения) |
Объекты неживой природы |
Объекты живой природы |
1. Имеют ли объекты клеточное строение? |
некоторые |
Все имеют |
2. Необходима ли энергия для существования? |
нет |
да |
3. Характерен ли для объектов обмен веществ? |
иногда |
да |
4. Способны ли объекты к росту |
иногда |
да |
5. Свойственно ли объектам развитие? |
нет |
да |
6. Обладают ли объекты раздражимостью? |
нет |
да |
7. Способны ли объекты передвигаться? |
нет |
да |
Свойства живого
Установите соответствие между критериями живого и их характерными признаками
Критерии живого |
Характерные признаки |
|
1)Единство биохимического состава 2) Дискретность и целостность.
3) Саморегуляция.
4) Размножение.
5) Ритмичность. |
А) Из известных более чем 100 хим. элементов для построения живого организма, обязательны шесть – углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор. Б) Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития является клетка; вне клетки жизни нет. В) Все живые организмы состоят в основном из белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот, а в общей массе веществ тела основную долю составляет вода (не менее 70-85%). Г) Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей, которые вместе образуют структурно-функциональное единство. Д) Организмы способны в процессе метаболизма поддерживать гомеостаз. Е) Живая система извлекает, преобразовывает и использует вещества из окружающей среды и возвращает в нее продукты распада. Ж) В процессе их жизнедеятельности между организмами и окружающей средой происходит постоянный обмен веществом и энергией. З) Организмы приспособлены к меняющимся условиям существования. И) Организмы избирательно реагируют на внешние и внутренние воздействия. К) Организмы обеспечивают непрерывность жизни и преемственность поколений. |
|
Свойства живого
Установите соответствие между критериями живого и их характерными признаками
Критерии живого |
Характерные признаки |
1)Единство элементного химического состава. 2) Открытость 3)Обмен веществ и энергии. 4)Раздражимость и движение. 5)Единство структурной организации |
А) Живая система извлекает, преобразовывает и использует вещества из окружающей среды и возвращает в нее продукты распада. Б) Организмы приспособлены к меняющимся условиям существования. В) Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития является клетка; вне клетки жизни нет. Г) В процессе их жизнедеятельности между организмами и окружающей средой происходит постоянный обмен веществом и энергией. Д) Из известных более чем 100 хим. элементов для построения живого организма, обязательны шесть – углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор. Е) Организмы способны в процессе метаболизма поддерживать гомеостаз. Ж) Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей, которые вместе образуют структурно-функциональное единство. З) Организмы обеспечивают непрерывность жизни и преемственность поколений. И) Организмы избирательно реагируют на внешние и внутренние воздействия. К) Все живые организмы состоят в основном из белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот, а в общей массе веществ тела основную долю составляет вода (не менее 70-85%). |
Дайте характеристику основным уровням организации жизни.
Заполните таблицу
«Уровни организации живой материи»
Уровень |
Характеристика |
Функции |
Молекулярно-генетический |
|
|
Клеточный |
|
|
Тканево-органный |
|
|
Организменный |
|
|
Популяционно-видовой |
|
|
Биогеоценотический |
|
|
Биосферный |
|
|
Уровни организации живой материи
Выберите один правильный ответ. Обоснуйте свой выбор.
1. Активное взаимодействие живого и косного вещества планеты осуществляется на уровне ...
а) организменном;
б) популяционно-видовом;
в) биосферном;
г) биогеоценотическом.
2. На этом уровне идет процесс видообразования.
а) организменный;
б) биосферном;
в) популяционно-видовом;
г) биогеоценотическом.
3. Структурные элементы тканевого уровня - …
а) органы;
б) молекулы;
в) органоиды;
г) клетки.
4. Орган является структурным компонентом …. уровня.
а) клеточного;
б) организменного;
в) молекулярного;
г) популяционно-видового.
5. Вне данного уровня жизни нет.
а) биогеоценотический;
б) биосферный;
в) популяционно-видовой;
г) клеточный.
6. Объектом изучения цитологии служит уровень ...
а) организменный;
б) популяционно-видовой;
в) клеточный;
г) биосферный.
7. Структурные элементы биогеоценотического уровня _ ...
а) организмы;
б) биогеоценозы;
в) популяции разных видов;
г) особи и группы особей, входящие в популяцию.
8. Высший уровень организации жизни - ...
а) биогеоценотический;
б) биосферный;
в) популяционно-видовой;
г) клеточный.
9. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма осуществляется на уровне ...
а) клеточном;
б) организменном;
в) молекулярном;
г) популяционно-видовом.
10. Передача наследственной информации осуществляется на уровне ...
а) биогеоценотическом;
б) организменном;
в) клеточном;
г) молекулярном